Как повлиять на игру?

28 Август 2009
By

Важно не только во что дети играют, но  и как они играют. Поясним это на примере. Ребенок едет верхом на лошадке. Сам  он преобразился в наездника, а лошадку  изображает палочка. Он весело скачет на палочке, погоняя ее прутиком. Но вот ребенку надоело скакать, он бросает палочку  и бежит к другому увлекшему его предмету. Что отобразил малыш в этой игре? Не  просто то, что на лошади скачут. Здесь выразилось еще и отношение вообще человека к животному. Увы, в данном случае лошадка-палочка выступала только как предмет, на котором можно ездить верхом.

Но вот другой ребенок, играющий в ту же игру — лошадки. Он скачет по комнате верхом на палочке и погоняет ее. Затем он подъезжает к углу комнаты, ставит свою «лошадку», идет в другой угол, берет там ведерко, подходит к «лошадке» и, подставляя ведерко к ее «голове», говорит: «На,  пей, поработала, теперь попей». После того как палочка-лошадка «попила», мальчик кладет перед ней кубик, изображающий сено, поглаживает «лошадку» и уходит от нее  со словами: «Ты отдохни, а я пойду на работу». В этой игре, сходной по сюжету с  предыдущей, существенно важно то, что ребенок выразил в ней заботу о лошади, накормил и напоил ее, не бросил, а поставил  ее на место — т. е. позаботился. Оба мальчика, взяв на себя роль наездника, отобразили в игре отношение его к лошади: в первом случае — безразличное, во втором —  заботливое.
Понятно, что игра по-разному будет влиять на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что мы хотим  увидеть впоследствии и в его собственном поведении. Внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, взаимная  помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду — все это должно быть воспитано у ребенка в правильно  организованной игре.

Развитие сюжетов детских игр идет так: от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и затем к играм с сюжетами, отражающими общественно-политические события. Это развитие связано с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта.

Однако многие сюжеты игр детей младшего и старшего дошкольного возраста одинаковы. И младшие и старшие дошкольники  могут играть в «доктора», «метро», «войну», «колхоз», «семью», «театр», «магазин», «строительство». Психологи вводят поэтому еще и понятие «содержание игры» — это содержание может быть различным в играх с одинаковым сюжетом; оно зависит от того, что именно становится для ребенка главным в той деятельности взрослого, которая  отражается в игре.

Так, содержание игры в «доктора» различно у малышей и старших дошкольников.  У малышей главным содержанием такой игры является выслушивание, выстукивание «больного» и различные действия с трубкой, пинцетом или шприцем. Малыши подражают главным образом действиям взрослых людей с предметами.

Как руководить детскими играми? Как влиять на их сюжеты и содержание? Для расширения сюжетов детских игр и обогащения их содержания важнейшее значение имеет знакомство детей с окружающей жизнью. Не всякое знакомство с окружающей ребенка действительностью будет оказывать  влияние на сюжеты и содержание его игр.  Можно, например, повести ребенка в зоопарк, где показать ему различных зверей  и рассказать об их жизни и повадках; или  в саду показать ребенку различные деревья,  кустарники, плоды; или сравнить трамвай  и троллейбус и установить, что трамвай  идет по рельсам, а троллейбусу рельсы не  нужны; или на лугу, в огороде, в поле познакомить ребенка с огородными и полевыми растениями. Все это, конечно, необходимо ребенку. Однако такое знакомство  с окружающим миром не окажет воздействия на детскую игру. Дело в том, что ребенок не узнал главного: что делает человек, в чем состоит его труд.

Поэтому главным при ознакомлении ребенка с действительностью должен быть человек, его труд и отношения людей в труде.  Во время прогулок, в магазине, в трамвае,  в метро, на колхозном дворе, в огороде,  в саду, на поле, на реке всегда следует обращать внимание детей на людей и их труд,  на отношение людей друг к другу, к своему труду, к предметам и орудиям своего труда.

Вот вы едете с малышом в трамвае. Остановите внимание ребенка на том, что пассажиры платят за проезд, что уступают  место старикам и женщинам. Спустились в метро — заметьте: как здесь чисто (никто  не сорит); дежурный следит за тем, чтобы  пассажиры вошли в вагон. Попали на  колхозную ферму — покажите, как ухаживают за животными. Будете в столовой —  обратите внимание на то, как чисто на столах, как все аккуратно приготовлено для  тех, кто придет сюда есть.

В общем, в основе знакомства с окружающей жизнью должно лежать выяснение  социальной значимости труда. В том числе, что труд родителей  направлен на удовлетворение потребностей семьи, и в частности самого ребенка.  Вернемся к тому маленькому мальчику,  который, наигравшись в «лошадки», бросил  палочку, на которой скакал. Такое отношение не должно остаться без внимания. Конечно, не надо делать ребенку замечания  в виде окрика: «Поставь палку на место!» Такое замечание, даже если ребенок выполнит требование, не приведет к желаемому  результату, не создаст у ребенка правильного отношения к «лошадке».

Уместнее в таком случае побудить малыша продолжить игру. «А вот лошадка устала . Надо ее покормить и напоить. Давай ее покормим», — говорит мать сыну. Она поднимает брошенную палочку-лошадку и просит сына принести для нее воды. Мальчик  с охотой выполняет это поручение. Напоив «лошадку», он сам предлагает: «А теперь поставлю в конюшню и дам ей сена». «Лошадка» поставлена в стойло, накормлена,  и только после этого ребенок занялся другой игрой. С тех пор мальчик никогда не  бросает после игры свою палочку-лошадку,  а ставит ее на место.

Вот девочка играет с куклой. Она долго возится с ней. Катает ее в игрушечной коляске, кормит, потом качает. Несколько раз  возвращается к одним и тем же действиям  с куклой. Наконец ей, по-видимому, кукла  надоедает. Она бросает ее и принимается  за кубики. Можно, конечно, пройти мимо  этого и предоставить девочке возможность  поиграть в кубики, а затем предложить убрать куклу на место. Но это было бы неправильно. Гораздо правильнее предложить  девочке уложить куклу спать, а платьица  ее постирать и погладить. Девочка с радостью  примет это предложение, так как стирка  и глажение — это новые для нее действия. Так у нее будет воспитываться правильное отношение к кукле, которая в данной  игре изображала ребенка. Станут более содержательными сами действия девочки, а  кроме того, она научится что-то делать для куклы.

Конечно, вмешательство взрослого в детскую игру требует большого такта. Вмешиваться в детскую игру следует только в тех  случаях, когда она представляется вам нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или в тех случаях, когда ребенок  уже исчерпал свои возможности, много  раз повторяет одни и те же действия и игра начинает надоедать.

Руководить детской творческой игрой лучше всего, играя вместе с ребенком. Дети  очень любят и ценят совместные игры с родителями. Почти во всякой игре взрослый  может найти себе такую роль, которая даст  возможность незаметно руководить игрой, обогащать ее содержание.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: