С помощью взрослых

30 Август 2009
By

Как возникает творческая ролевая игра? Ответ на этот вопрос очень важен для того, чтобы понять природу игры в дошкольном возрасте, ее значение для развития ребенка.

Мы видели, что с самого раннего детства ребенок овладевает различными умениями и навыками с помощью окружающих его взрослых.
Общаясь со взрослыми, ребенок учится говорить, обращаться с различными предметами.

Под руководством взрослых дети учатся и самообслуживанию — умению самостоятельно одеваться, умываться, есть.

Играть дети также учатся с помощью взрослых. Сначала это самые простые игры: с погремушкой, мячом, куклой и т. п.; затем ребенок начинает баюкать куклу, кормить игрушечных зверей, выводить их гулять, возить в автомобильчике, в повозке, готовить для них еду… Иногда кажется, что играть в игрушки дети начинают сами, без помощи взрослых. Вы уже знаете, что на самом деле это не так. Взрослые показывают ребенку, как, надо выполнять то или иное действие, и ребенок быстро это усваивает.

Подрастая, ребенок все больше и больше познает окружающую его действительность. Во дворе и на улице он знакомится с тем, как и что делают дворник, каменщик, стекольщик, водопроводчик, шофер, милиционер, водитель трамвая; он узнает о работе доктора, продавца и т. д. Играя, ребенок воспроизводит действия взрослых людей, сначала самых близких ему — отца, матери, няни. К концу третьего года жизни он начинает в своих действиях узнавать действия окружающих его взрослых людей, а затем и называть себя именем того, кому он подражает. Маленький мальчик берет газету с отцовского стола, садится на свой стульчик и смотрит в нее («читает»). Производя эти действия, он заявляет: «Боря — папа». (Боря — имя мальчика). Девочка двух с половиной лет, укладывая куклу спать, называет себя мамой: «Оля — мама».

Напомним: когда ребенок начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях действия взрослых людей, он вместе с тем и некоторые свои игрушки приравнивает к настоящим предметам. Кукла превращается в ребенка, кусочки материи, которыми ее укутывают, — в одеяло и простынку; кубики становятся кирпичами, а маленький игрушечный автомобильчик — настоящим автомобилем… Эти предпосылки, необходимые для того, чтобы родилась ролевая игра, мы с вами обнаружили в поведении малышей раннего возраста.

Но достаточно ли этих предпосылок, чтобы ролевая игра возникла? Нет, нужны еще некоторые дополнительные условия.

В раннем детстве ребенок тесно связан со взрослыми, зависим от них. Вместе с тем взрослые, воспитывающие ребенка, рано начинают требовать от него все большей и большей самостоятельности. Они хотят, чтобы ребенок самостоятельно ходил, ел, одевался, умывался и, наконец, умел самостоятельно играть, строить, рисовать, рассматривать картинки и т. д.

И, как мы уже подробно говорили, у ребенка довольно рано появляется стремление все делать самому («Я сам!»). Увы, некоторые чрезмерно заботливые родители, предупреждая малейшие желания ребенка, опекая его во всем, задерживают у неги развитие самостоятельности. Наблюдения показывают, что дети, у которых стремление к самостоятельной деятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют мало и плохо.

Для того чтобы у ребенка дошкольного возраста развивалось умение играть в творческие ролевые игры, необходимо воспитать у него самостоятельность. Ведь творческая ролевая игра ребенка является прежде всего его самостоятельной деятельностью.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: