Взяв на себя роль…

30 Август 2009
By

То, что ребенок берет на себя выполнение какой-либо роли, — главное во всякой творческой ролевой игре. Выполняя взятую на себя роль, ребенок отображает не конкретные профессиональные умения того или иного взрослого, а его, скажем так, общественно-трудовые функции. Изображая, например, в игре шофера, ребенок не столько воспроизводит отдельные приемы его работы, сколько общий характер его отношения к автомобилю и пассажирам. Во всякой роли, взятой на себя ребенком, заключены определенные правила поведения, характерные для взрослого. Чем старше дети, тем сложнее правила поведения, включенные в игровую роль.

Дети чрезвычайно строго относятся к выполнению ролей. Хотя в игре все как будто и является вымыслом и вся игра проходит в специально созданной самим ребенком игровой обстановке, где день может быть равен нескольким минутам, десятки километров умещаются в одном метре, а стул может изображать автомобиль, способ действий и характер отношений между детьми всегда остаются правдоподобными.

Подчинение правилам поведения, которого требует от ребенка взятая им роль, доставляет ему большую радость. Взяв на себя роль, ребенок способен отказаться от желания выполнять привлекающие его действия, не связанные с этой ролью по ходу игры. Так, например, один мальчик изображал шофера пожарной машины. После сигнала тревоги машина понеслась к месту происшествия. Все дети, изображавшие пожарных, бросились «тушить пожар». Один лишь «шофер» не двинулся с места. Он только посматривал в сторону возившихся в углу ребят. На вопрос воспитательницы: «Почему ты не идешь тушить пожар?» — мальчик серьезно ответил: «Мне нельзя, еще кто-нибудь машину испортит». Этому мальчику, выполнявшему роль шофера, очень хотелось принять участие в общих усилиях — «спасать гибнущих от огня людей», «поливать водой горящий дом», но он оставался на своем посту у пожарного автомобиля. Мальчик был горд именно тем, что выполнял в игре свои функции так, как их выполняет настоящий шофер. Именно такое выполнение взятой на себя роли и доставляет ребенку наибольшую радость.

По ходу игры у каждого из играющих детей возникает много разнообразных желаний: взять привлекательную игрушку у товарища, изменить свою роль пассажира на более привлекательную роль машиниста, присоединиться к другой группе играющих детей, но все эти желания им подавляются, и ребенок старается выполнить только взятую на себя роль. В удовольствии, которое доставляет малышу подчинение взятой на себя роли, в стремлении как можно лучше ее выполнить, в отказе от мимолетных желаний, возникающих по ходу игры, заключено большое воспитательное значение игры, делающее ее одним из важнейших средств воспитания волевых качеств ребенка-дошкольника.

Когда ребенок выполняет свою игровую роль, взрослый, которому он подражает, служит для него образцом. Ребенок оценивает свои собственные действия, исходя из представления о том, как следует в данном случае поступать. Он сравнивает свое поведение с поведением взрослого, как с образцом для себя, и тем самым глубже познает не только деятельность и отношения взрослых, но и свое собственное поведение. Игра одновременно есть путь познания ребенком самого себя, своих возможностей, своего собственного поведения и места среди окружающих его людей.

Особенно необходимо подчеркнуть, что ролевая игра в своих развитых формах деятельность коллективная. Ни в чем другом коллективные взаимоотношения у детей-дошкольников не достигают такого уровня, как в игре.

Дети трехлетнего возраста объединяются для игры в небольшие группы по два-три человека и продолжают игру 10—15 минут; 4 — 5-летние объединяются уже и по 6 человек и играют до 40 минут; 6—7-летние дети часто играют большими группами (до 15 детей), и игры их продолжаются иногда по нескольку дней.

Усложняются и взаимоотношения детей в игре. Младшие дошкольники еще не умеют четко распределять роли в игре; в среднем дошкольном возрасте отдельные роли уже распределяются более четко, но взаимоотношения детей еще целиком не определяются ими; у старших же дошкольников роли уже определяют все отношения в коллективе играющих. Взяв на себя роли, дети строят свои отношения в игре по типу отношений взрослых, учатся доступным для них формам коллективной жизни. Выполнение взятой на себя роли и правил поведения, связанных с ней, контролируется всеми играющими. Родителям, у которых один ребенок дошкольного возраста, воспитывающийся в семье, необходимо всячески поощрять коллективные игры, приглашать товарищей, с которыми мог бы играть ребенок, приучать его подчиняться целям и правилам коллектива.

Подражая в игре взрослому, ребенок-дошкольник создает игровую обстановку, использует в игре разнообразные предметы, действуя с которыми он выполняет взятую на себя роль. Так, например, девочка, прежде чем начать играть в «семью», приготавливает все необходимые игрушки; группа детей, решившая играть в «автобус», строит его из стульев, распределяет роли, изготавливает необходимые для каждого игровые принадлежности, «кассу», «билеты» и т. д.

Предметы, которые ребенок вовлекает в игру, используются не по своему прямому назначению — они лишь заменители настоящих предметов, с которыми действуют взрослые. Так, например, при игре в детский сад листья деревьев могут изображать тарелки, палочки — вилки, различные виды мелкого строительного материала — еду.

На первый взгляд кажется, что ребенок безразлично относится к подбору предметов для игры. И в самом деле, какое может быть сходство между палочкой и вилкой, стулом и автомобилем? В действительности же не всякий предмет в игре может заменять любой настоящий предмет. Ребенок подбирает эти предметы по определенному принципу, останавливаясь на тех, с которыми можно произвести необходимые действия. Так, например, веточка может изображать ложку; листья можно нести как тарелки и положить на них еду; палочку можно баюкать, кормить.

Таким образом, при подборе предметов, при создании игровой обстановки ребенок учитывает, можно ли реально действовать с тем или иным предметом. Причем важно, чтобы можно было передать не технику самого действия, а лишь его общий смысл.

Так, показывая, как едят, дети передают общий смысл того, что происходит, сами же их действия приспособлены к веточке или палочке, которая изображает ложку, нож или вилку. Они, например, не зачерпывают ложкой-палочкой еду, а лишь прикасаются ею к «тарелке». Передача общего смысла действия находит свое выражение и в том, что действие только изображается, но ни во времени, ни в пространстве не подчиняется законам реального действия с реальными предметами. Например, во время игры в «обед» дети строго придерживаются правила, что нельзя есть сначала третье блюдо, а потом первое или второе, но сам обед продолжается лишь несколько минут. Два-три движения палочкой от тарелки ко рту, и «обед» закончен. Самое важное в игре — передать общий смысл действий и отношений людей.

Источник: Детский мир. Дошкольник

Tags: , ,

Оставить комментарий


Ссылки: