Воздушно-гидравлический ракетоплан

17 Июнь 2010
By

Модель ракетоплана, оснащенного воздушно-гидравлическим двигателем, относится к типу простейших, но дает возможность проводить множество опытов и, что самое главное, позволяет наглядно познакомиться с принципом действия реактивного двигателя.
Начинать изготовление модели следует с двигателя. На рисунке 1 показан его принципиальный чертеж, а основные размеры — диаметр и высота — берутся из таблицы в соответствии с выбранным типом двигателя. В нашем случае будет двигатель № 1.

увеличить

Подберите цилиндрическую болванку диаметром 15 мм и длиной до 200 мм. Возьмите стеклоткань, разрежьте ее на длинные узкие полоски шириной 10—15 мм и последовательно, слой за слоем, пропитав эпоксидной смолой, обмотайте болванку.

увеличить

Толщина стенки корпуса 1 не должна превышать 3 мм. Снаружи на стенку наклейте еще несколько витков ленты из стеклоткани шириной 6 мм. Получится стопорное кольцо 4.
Когда смола затвердеет, снимите получившийся цилиндр с болванки. А чтобы это было легко сделать, промажьте, прежде чем клеить, поверхность болванки тонким слоем мастики для натирки полов.
Заглушку 2 и сопло 3 выточите на токарном станке из бука или березы. С торца заглушку необходимо дополнительно усилить слоем пропитанных эпоксидной смолой лент 5. Сопрягаемые со стенкой двигателя поверхности деревянных деталей смажьте эпоксидной смолой и закрепите, как показано на рисунке.
Двигатель готов.
Основной материал для изготовления ракетоплана — ватман и сосновые рейки. Если вы выбрали тип двигателя № 1, заготовьте цилиндрическую болванку диаметром 21,2 мм. Намотайте на нее несколько слоев бумаги, предварительно смазанной клеем. Получившуюся цилиндрическую оболочку снимите и приклейте к ней бумажный конус. У вас получился обтекатель для двигателя.
Фюзеляж ракетоплана выстругайте из сосновой рейки. К его утолщенному концу приклеивается обтекатель. А стабилизатор и киль, изготовленные из ватмана, аккуратно укрепляются на противоположном конце фюзеляжа.

Из ватмана вырежьте по две плоскости крыльев и обклейте ими с двух сторон лонжерон — сосновую рейку размером 2x8x300 мм. Крылья следует слегка изогнуть кверху. Готовые крылья также приклейте к фюзеляжу.
Теперь можно приниматься за изготовление стартовой установки.
Главный ее узел — ресивер, емкость для хранения сжатого воздуха. На рисунке 2а ресивер представлен крупным планом.
Возьмите жестяную банку из-под кофе или леденцов, плотно закройте крышкой и как следует запаяйте. Затем обмажьте банку эпоксидной смолой и обмотайте ее лентами из стеклоткани. Упрочненная банка сможет теперь выдержать внутреннее давление до 10—12 атм.
В днище, стенке и крышке банки просверлите три отверстия. В нижнее вставьте ниппель от автомобильного баллона, в боковое — манометр от садового опрыскивателя, а в верхнее — металлическую трубку с дозирующим клапаном от кислородной подушки. Места соединения деталей обмотайте стекло-тканевой ниткой, пропитанной эпоксидной смолой.

увеличить

На верхний конец трубки на длину 70 мм наденьте стопорную панель и припаяйте ее к трубке (рис. 2б и 2в) Кроме того, потребуется резиновая заглушка и предохранительный зажим. Губки зажима изготовьте из листовой стали толщиной 2 мм, установите их на стопорной панели и свяжите пружиной.
На панели установите три направляющие (рис. 2г), пластины и стойки к ним сделайте из жести. Направляющие поддерживают ракетоплан в момент старта и в зависимости от типа двигателя их можно переставлять.
Ресивер, стопорная панель и направляющие крепятся в поворотном кольце и устанавливаются на квадратной подставке (600X600 мм), вырезанной из древесностружечной плиты.
Познакомимся с порядком запуска модели. Ручным автомобильным насосом закачайте ресивер сжатым воздухом.
Его объема хватит на несколько запусков. Залейте в двигатель воду — ровно столько, сколько указано в таблице.
Наклоните трубку вниз. Вставьте двигатель в обтекатель ракетоплана, а сам ракетоплан установите на направляющих. Сопло двигателя должно плотно сесть на резиновую заглушку. Захватите предохранительными губками опорное кольцо и вставьте чеку с тросиком длиной не менее метра.
Установив ракетоплан строго вертикально, поверните вентиль дозирующего клапана и заправьте двигатель сжатым воздухом до указанного в таблице давления.

Теперь считайте: 5, 4, 3, 2, 1! Выдерните чеку, и ракетоплан устремится в небо.

автор А. Дюка

рисунки А. Суховецкого

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: