Модель с механической памятью

18 Октябрь 2010
By

Сегодня предлагаем познакомиться еще с одним способом управления автомоделями. Здесь не потребуются ни сложная электронная начинка для передатчика и приемника, ни специальная трасса с токоприемниками, ни источник сжатого воздуха. Тогда за счет чего модель движется вперед и при этом объезжает многочисленные препятствия на своем пути, если у нее нет ничего такого, о чем только что говорили?
На рисунках: модель микроавтобуса, хотя в принципе это может быть модель грузового или легкового автомобиля. Давайте     внимательно     рассмотрим
ее механизм. Внутри салона нетрудно заметить плоскую батарейку 1. Две упругие пластины надежно обхватывают и прижимают ее к раме. К клеммам батарейки подсоединены провода, соединяющие выключатель 2 и микроэлектродвигатель 4 в единую электрическую цепочку. Если ловернуть рычажок выключателя, цепь замкнется, и вал электродвигателя начнет вращаться. Вращение через систему шестеренок понижающего редуктора 3 передается на удлиненный выходной вал. Такая многоступенчатая передача нужна для того, чтобы уменьшить число оборотов и увеличить крутящий момент.

А теперь обратите внимание на важную деталь передачи — соединительную   муфту.   Она   состоит из диска 5 и бобины 7. Диск плотно посажен на выходной вал и вращается вместе с ним как единое целое. Бобина, наоборот, имеет скользящую посадку. Это означает, что она может вращаться в любом направлении независимо от вращения выходного вала. Сама бобина изготовлена из дисков и трубочки. Ее левый диск имеет три зуба,   В   рабочем   положении   они входят в зацепление (см. рис А), вращение с выходного вала передается на бобину. В нерабочем положении (см. рис. Б) зубья выводятся из зацепления, бобина свободно вращается на валу. Включение, выключение соединительной муфты производятся механическим переключателем 6, рукоятка которого выведена через крышку модели.

Разберемся,        что        означают слова «рабочее» и «нерабочее» или «включенное» и «выключенное» положения .соединительной муфты. Чтобы лучше понять работу механической передачи, обратим еще внимание на переднюю и заднюю оси модели автобуса- Передняя ось сложная. Поворот колес осуществляется системой тяг (см. рис.) и поворотным рычагом 10, вращающимся вокруг оси 11. Конец длинного плеча имеет отверстие, сквозь которое пропущена рыболовная леска 9 диаметром 0f3—0,4 мм. Ось заднего колеса 8, леска, поворотный рычаг и бобина образуют механическую передачу, выполняющую две функции. Рассмотрим их подробнее.

Н1 рисунке Б рукоятка механического переключателя переводим в выключенное, нерабочее положение. Двигатель модели   не   включен.     Бобина   свободно   вращается    на   валу.   Мо-
дель устанавливается на стартовой черте и задним ходом медленно перемещается рукой по трассе. При этом леска не только сматывается с бобины, но и наматывается на заднюю ось в строгой зависимости от угла поворота передних колес, а  значит, от положения поворотного рычага. Запас лески на бобине 15—20 м и соответствует длине трассы. Пройдя таким образом всю трассу, модель ее «запоминает».
А теперь посмотрите на рисунок А. Рукоятка переключателя здесь переведена на включенное, рабочее, положение. Бобина вошла в зацепление с диском. Модель устанавливается на стартовой черте. Включается электрический двигатель. Бобина начинает вращаться и наматывать леску.

Леска сматывается с оси задних колес, тем самым вынуждает их вращаться и двигать вперед модель. Но это еще не все. В зависимости от положения ее витков на оси задних колес она управляет поворотным рычагом и, следовательно, углом поворота передних колес. Так работает модель с механической памятью — при своем движении по трассе она в точности копирует   все   ее   изгибы.
Размеры и устройство корпуса вашей модели подскажут вам и другие варианты- размещения ее узлов. Возможно, вам будет удобнее разместить электрический двигатель и редуктор по-другому,      чтобы     привод     осуществлялся на передние колеса. Размеры механизма управления поворотом колес будут зависеть от конструкции корпуса модели. Поэтому на рисунках мы не проставили размеров, справедливо полагая, что с этой простой работой каждый из вас может справиться сам.

Имея такие модели, вы можете провести интересные соревнования. Договоритесь между собой, сколько моделей будет участвовать: выступит ли каждый участник со своей моделью или же с одной моделью выступит команда. Трасса для соревнований (см. рис.) должна иметь несколько препятствий: змейку, круг, восьмерку, мост. В начале трассы сделайте прямой участок длиной около 1 м. Радиусы поворотов должны быть не менее 800 мм. Трасса должна иметь ширину около 400 мм и на всем протяжении (15—20 м) обозначаться вешками, например, кеглями. Вешки отстоят друг от друга на 200—250 мм.

Старт дается только одной модели. Других на трассе быть не должно. Участник ставит машину задними колесами на стартовую линию и сообщает о своей готовности     судье.     Судья     дает команду «Старт!» и одновременно включает секундомер. Задача участника сначала рукой провести свою машину по трассе, с тем чтобы ее характер запомнила механическая память. После этого участник возвращает свою модель в исходное положение, тщательно устанавливает ее, включает электродвигатель — дальше по трассе она должна пройти самостоятельно.

Результаты каждого участника определяются по времени прохождения трассы. Секундомер выключают в момент прохождения передних колес через линию финиша. Победителем считается тот, кто пройдет трассу в нерабочем и рабочем режимах за наименьшее время. За каждую сбитую вешку к показанному времени начисляют пять штрафных секунд. Если модель выехала за пределы трассы, участник должен вернуть ее в место выезда. Застрявшей на мосту или на сбитой зешке модели можно помочь рукой.
А.   БОБОШКО Рисунки  А.  МАТРОСОВА. Журнал Юный техник.

Tags:

Оставить комментарий


Ссылки: