Три игрушки

20 Октябрь 2010
By

Природа предлагает конструкторам обширный набор бионических систем, достойных подражания.
Перед нами три механические игрушки. Черепашонка и лягушонка придумал американский изобретатель Чарльз Гридер, а соменка — западногерманский инженер  Венд  Гольдбах.
Основа всех трех (игрушек — механический привод. В конструкциях Гридера они одинаковые, поэтому подробнее рассмотрим черепашонка. Под его пенопластовым  панцирем-поплавком (см. рис. 1) скрыты источник питания, электрический двигатель и редуктор. На рисунке часть панциря «как бы срезана, чтобы лучше была видна механическая начинка. Все лапки черепашонка соединены пластинчатыми тягами между собой и с выходным валом редуктора. Когда вал вращается, связанная с ним тяга преобразует вращательное движение в возвратно-поступательное. Лапки, словно весла, -начинают перемещаться и толкать корпус игрушки вперед.

Игрушка выглядит не такой простой, как кажется на первый взгляд. Автору пришлось столкнуться с несколькими сложными моментами, когда он -мастерил игрушку.   Самая    сложная    задача — как обеспечить герметичность полости, в которой размещены источник питания, двигатель и редуктор. Не менее сложная задача — подобрать размеры пластинчатых тяг, чтобы механизм собирался без перекосов, а все лапки поворачивались на один и тот же угол. И наконец, подъемная сила панциря-поплавка была бы подобрана такой, чтобы над поверхностью выступали голова черепашонка и часть его панциря. Очень похожие трудности преодолел Гридер, собирая игрушечного лягушонка (см. рис. 3). Поэтому мы повторяться не будем.

Игрушка, которую вы видите на рисунке 2, герметична. Механический привод соменка отличается от рассмотренных ранее тем, что не имеет пластинчатых тяг. В голове игрушки автор разместил источник питания, электрический двигатель и редуктор. На выходной вал редуктора посажена длинная изогнутая ось. Вращаясь в пространстве, такая ось описывает геометрическую фигуру, чем-то  похожую  на   кувшин.

Обратите внимание на то, как перемещение отдельных точек этой оси в пространстве преобразуется в волнообразные движения хвоста игрушки. От головы к хвосту (под гибкой оболочкой) проходят упругие ленты. Между собой они соединяются тремя вертикальными пластинами с удлиненными прорезями. Изогнутая ось пропущена сквозь эти прорези и при вращении своем перемещает пластины то вправо, то влево. Хвост игрушки изгибается так же, как и у настоящего сома, «и толкает игрушку вперед.
Рисунки  А.   НАБАТОВОЙ. Журнал Юный Техник

Tags:

Оставить комментарий


Ссылки: