Вместо колеса и гусеницы… тарелки

20 Октябрь 2010
By

Такой необычный движитель, мы думаем, вы видите впервые. Автор его американский изобретатель Б. Сандерлен. Он не только предложил этот движитель, но и сделал модель нового вездехода, которую мы предлагаем вам построить и испытать в действии.

Прежде чем приступать к ее изготовлению, давайте поговорим о достоинствах и недостатках нового движителя. Посмотрите на рисунки. Все четыре тарелки у модели ведущие и имеют благодаря спиральным ребрам надежное зацепление с грунтом. Движители Сандерлен расположил на модели горизонтально, чтобы повысить ее проходимость. Весь вес вездехода теперь распределен на большую, чем у обычного колеса, поверхность. А чтобы избавиться от лишнего сопротивления, он наклонил их по отношению к вертикальной оси. Такому вездеходу не нужно рулевое управление. Его заменяют тормоза. Подтормаживая правую или левую тарелку, можно соответственно разворачивать модель в правую или левую сторону. Есть у модели существенный недостаток. Вы уже, наверное, заметили, что задние опорные тарелки выступают из-под кузова. Поэтому ни о каком движении подобной модели по сильно пересеченной местности, где много ям и крутых горок, много камней или других препятствий, говорить не приходится. Как справедливо подметил сам изобретатель, вездеход с подобными тарельчатыми движителями способен преодолевать только водные преграды и перемещаться   по  резной  дороге, снежной   равнине    или    гладкому льду.

Размеры модели вам придется подобрать по своему усмотрению, проявив немного творческой смекалки и сообразительности. Габариты будут зависеть от размеров привода (микроэлектрического двигателя, редуктора, плоской батарейки), а также диаметра колес-тарелок.

На рисунках вы найдете узел крепления тарелки к корпусу и кинематическую схему, где показана передача вращения с вала электродвигателя на каждую ось переднего и заднего мостов. Передача вращения понижающая и осуществляется резиновыми пас-сиками. Пассики надеты на шкивы, диаметры которых имеют соотношение 1 : 3 для передней оси и 1: 4 для задней. Благодаря такому соотношению число оборотов двигателя понижается на ведущих колесах соответственно в три и четыре раза, но в таком же соотношении возрастают крутящие моменты.

Если габариты модели вы определили, приступайте к изготовлению отдельных деталей и узлов. Сначала сделайте раму, ведь к ней будут крепиться все остальные части модели. Из фанеры или доски толщиной 10 мм выпилите раму по контуру, предварительно очерченному карандашом. Края заготовки обработайте напильником и шкуркой. Поточнее наметьте центры под отверстия, сквозь которые пройдут оси колес. Обращаем внимание: сверлить эти отверстия нужно не строго вертикально, а под углом 95° по отношению к главной оси корпуса.   В  просверленные  отверстия   на   клею     запрессовываются втулки.

Изготовление шкивов, осей, шайб и гаек труда не вызовет, останавливаться на них не будем. Наиболее трудоемкие детали — тарельчатые колеса. Их можно изготовить из папье-маше или самодельной пластмассы. Но проще всего изготовить колеса из плотного пенопласта, проточив его рабочие поверхности на токарном станке. Спиральные ребра представляют собой ряды гибких упругих проволочек, запаянных в пенопласт в горячем состоянии.
В.  КРИВОНОСОВ,  инженер Рисунки   В.   СКУМПЭ. Журнал Юный техник.

Tags:

Оставить комментарий


Ссылки: