Движет трение

21 Октябрь 2010
By

Автомоделист устанавливает на трассу модель легкового автомобиля. Щелчок переключателя — и она срывается с места. Один круг, второй, третий… Наконец, финиш. Трасса, модель, дa и органы управления выглядят внешне обычно. Единственное новшество: тонкие тросы, натянутые вдоль невысоких бортиков трассы. Чтобы лучше разобраться в их назначении, напомним, что на обычной трассе движение автомодели контролирует сама трасса: электродвигатель модели получает питание с двух токосъемников, подобно троллейбусу. Меняя напряженку питания, включая и выключая двигатель, автомоделист изменяет скорость на отдельных участках, останавливает модель или снова приводит ее в движение.
Ничего такого здесь нет. Изобретатель Эдвард Ягер — это он ее придумал — решил в чем-то усложнить, а в чем-то упростить соревнования по трассовым автогонкам. Внутри этой модели нет электрического двигателя. Эдвард Ягер установил его под трассой. Причем не один, а два (см. рис.). Если их включить, то вращение через ременную передачу будет передаваться на валики (см. кинематическую     схему)     и     дальше — на тросы. Их верхняя часть пропущена сквозь отверстия в верхней крышке трассы и образует своеобразную бегущую дорожку прямоугольной формы. Теперь ясно, зачем автор предлагает установить два двигателя. Один приводит в движение продольные дорожки, второй — поперечные. Модель касается своим кузовом троса, и он увлекает ее вперед. Для увеличения сцеп-ляемости на кузов снизу наклеена полоска  наждачной   шкурки.

Предлагаем юным автомоделистам воспользоваться этой идеей. С чего начать? Несколько советов,  думается,  вам  пригодятся. Прежде всего не надо строить трассу слишком1 большой. Длина — до 2000 мм, а ширина — 700—800 мм. Задавшись определенными размерами, .приступайте к ее изготовлению. Вам понадобятся фанера толщиной 6 мм, деревянные бруски 20X20 мм, деревянные валики диаметром 50—60 мм, шарикоподшипники под стальные оси диаметром 8— 10 мм, два электродвигателя мощностью не менее 60 Вт, 10 дюралюминиевых роликов и 5 резиновых тросов диаметром 3—4 мм.
Когда корпус будет готов, снаружи разместите электродвигатели,    как    показано    на    рисунке.

Установите понижающие ременные передачи. Чтобы валики легко вращались, их надо установить на металлические оси, а сами оси посадить в подшипники. Чтобы тросы не соскакивали с валиков, на их наружной поверхности сделайте неглубокие канавки. Остается подумать над пультом   управления   и   системой, осуществляющей повороты модели с большого круга на малый. Предлагаем вам сделать это без нашей помощи.
В. ЗАВОРОТОВ,  инженер. Рисунки М. СИМАКОВА. Журнал Юный техник.

Tags:

Оставить комментарий


Ссылки: