Коллекция лиц и улыбок

22 Октябрь 2010
By

Актер уходит со сцены и снимает лице. Что это, фокус! Нет, одно из новейших достижений гримировального искусства — пластическая маска.
Первобытный человек, надевая маску для исполнения обрядового танца, не знал, что тем самым открывает новые вид искусства — театр. Но эта маска была неподвижна.
В китайском классическом театре превращали в маску само лицо, накладывая на него толстый слой грима. Древние греки предпочитали маски из покрытого гипсом полотна. Римские стличались от древнегреческих большими размерами глаз и рта. В середине XVI века в Италии родилась «комедия дельарте» — комедия масок. С конца XVI века новый жанр начал жреть. Вместе с ним кончилась зпоха неподвижной маски, лишавшей актера естественности игры, а лицо его — мимики. Театр нового времени предпочел грим. Он усиливал сценическую иллюзию, помогал индивидуализировать роль. Но прошли три столетия, и маска — уже живая, гибкая — возродилась.

С незапамятных времен в театре, кроме масок и грима, применялись всевозможные налепки, наклейки. Налепки чаще всего изготовлялись из пластилина или из близких к нему по свойствам гумоза и мастики. Материалом для наклеек служили вата, папье-маше, для париков — чулок и бычий пузырь.
До лоры до времени эти способы грима удовлетворяли актеров. Но родилось кино, а в самом кино — фильмы, требующие большого портретного сходства. Театральный грим для кино не годился: он был заметен, скрадывал мимику лица.

Толчком к поискам новых методов послужил случай. В 1937 году в Ялте снимался фильм «Доктор Айболит» с Максимом Штраухом в заглавной роли. Доктору Айболиту полагался большой нос картошкой, каковой ему и налепили из гумоза. Дело происходило летом, солнце жгло, гумоз плавился и не желал держаться. Выход в конце концов нашли: на каркас, повторяющий форму носа, натянули тонкий шелк, загримировали,   нацепили   очки.     Съемки продолжались, а творческий поиск только лишь начался. Возглавил его художник-гример Владимир Георгиевич Яковлев — тот самый, который соорудил Штрауху непокорный нос.

После долгих поисков было решено делать наклейки из желатина с глицерином.
Параллельно с Владимиром Георгиевичем работу вели и другие, в частности ленинградский инженер Р. Рау-гул. Он делал маски из ваты, пропитанной каучуком, а потом вулканизировал их. Но производство их оказалось опасным, вредным для здоровья, его вскоре запретили.
Неудача, постигшая Раугула, не охладила, а подстегнула других изобретателей. В предложении ленинградского инженера была ценная мысль — использовать каучук. Главный успех выпал на долю Яковлева. В содружестве со специалистами по резине он разработал оригинальную технологию, позволяющую изготовлять и деталь-наклейку, и целую маску-шлем.
Изобретение пластического грима возвратило    маске    право    на    жизнь.

Вспомним известного всем Фантомаса, менявшего свое обличье как перчатки. Работы в этой области ведутся не только у нас, но и за рубежом.
Известны несколько способов изготовления пластических масок. Начнем с самого совершенного.
С лица    снимают    гипсовый    слепок. Для  этого  обильно  смазывают    актеру вазелином лицо   и   волосы    по    линии лба.  Уши  затыкают ватой, в нос вставляют  две   резиновые  трубки,    которые позволяют   дышать.    Убедившись,    что диаметр  трубок   соответствует размеру ноздрей, руками или специальной    лопаткой на лицо накладывают гипс, разведенный   водой  до  консистенции  сметаны.  Работать   надо    быстро,    потому что гипс скоро застывает. После    полного затвердения маску снимают. Сделать   это  легко:    стоит    лишь    нагнуть голову, как гипс отделится сам.    Перед нами так называемая негативная    форма.  Теперь  надо получить «(первичную» позитивную маску. Вновь готовят    раствор и равномерным    слоем    вливают его в предварительно    смазанную    изнутри   мылом  негативную  форму.

Получается  лицо актера  — но    еще    не героя,   которого   он  будет   играть.    На первичной   маске   пластилином     долепливают    необходимые    изменения    лица  —  скажем,    тяжелый    подбородок, крючкообразный   нос,   одутловатые   или втянутые     щеки, — она   будет    служить эскизом    для    изготовления    вторичных масок и рабочих форм. Вторичную маску получают тем же путем, что и первичную,   заменяя    только   медицинский гипс  гипс-цементом.   Ее  тоже  тщательно    долепливают    пластилином,    сводя края налепок на нет, обильно смазывают жиром   и,   закрепленную,   помещают   в опоку. На  первую опоку ставят вторую и    заливают    тем    же    гипс-цементом. Образуется  контрформа. Дав гилсу  затвердеть,      пресс-форму       разбирают, контрформу высушивают.

После просушки пресс-формы собирают и смазывают жиром. В контрформу   заливают   пенообразный   латекс   ревертекс — натуральный каучук — и насаживают на нее верхнюю    часть    пресс-формы:    предварительно   каучук   вспенивают,   добавляя   в него   большое   количество   мыла.   Вулканизируют   маску    в   шкафу-термостате    при    температуре    140°.    Вулканизация  не требуется  в том случае,   когда   вместо  латекса   ревертекса   применяют латекс   ревультекс — самовулканизирующийся     каучук.     Определить     степень «зрелости»  маски  несложно:  если  прикосновение   к  ней    следов    не    оставляет, значит она созрела.

Но у вас только маска лица, а вам нужна маска-шпем. По известному уже способу отливают монтюр (парик) и склеивают или сшивают его с основной маской, в которой делают прорези дпя глаз и рта. Перед выступлением маску гримируют, добиваясь сходства с тем, кого она изображает.
Так делают маски на всех киностудиях страны. В домашних условиях осуществить этот способ трудно.

——————————————————————————
Парфюмерия и косметика в Санкт-Петербурге от Bonus-parfum – это элитный и лицензированный товар от крупных официальных российских поставщиков-дистрибьюторов .
——————————————————————————

Технология изготовления упрощается, если заменить латекс желатином. Берут желатин и опускают его в воду. Когда он набухнет, лишнюю воду сливают, а желатин вываливают на противень и плавят на    медленном    огне.

Чтобы он не схватился, добавляют глицерин. Последующие операции, за исключением вулканизации, — такие же, как и в первом способе. В случае нужды готовую маску можно переплавить и сделать новую.

По третьему способу разбавляют спиртом или ацетоном до желеобразного состояния кодоацетатную эмульсию. Полученную массу тонким слоем нзнсглт ьа гипсовую лодель либо на обыкновенный чулок, покрытый санда-рачным лаком и натянутый на болванку требуемой формы. Через некоторое время маску аккуратно снимают и примеряют. Если необходимы какие-либо незначительные изменения, производить их следует немедленно, до скончательного затвердения. Приобрести водоацетатную эмульсию можно в любом магазине красок, сандарач-ный лак — в магазинах Всесоюзного театрального общества (ВТО). Используя такую маску, нужно соблюдать некоторую осторожность. Она жестковата, поэтому края ее желательно смягчить наклейками из ваты или материи. Скреплять обе ее половинки надо уже на голове, лучше всего тонкой конденсаторной проволокой.

И наконец, последний, самый простой способ. Хорошо накрахмаленный чулок раскрашивают,, делают в нем прорези для глаз и рта и натягивают на голову. В зависимости от того, какой должна быть маска, нашивают толщинки для щек, носы и уши различных форм и размеров, приклеивают бороды, усы, бакенбарды, монтюр оформляют лысиной или буйной шевелюрой.

Приладить маску-шлем нетрудно. Надо только соответствующим образом загримировать ее и скрыть края. Другое дело — маска лица. Каучуковую приклеивают каучуковым клеем, а внутреннюю часть маски предварительно протирают спиртом, Желатиновые маски приклеивают к пицу смесью из канифоли и вазелина. Водоацетатные и чулочные маски не приклеивают — их крепят ремешками или резинками. Применение маске найти нетрудно. Ее можно использовать на литературных вечерах. Кто-то расскажет, к примеру, о жизни Дон-Кихота на страницах книги Сервантеса, кто-то прочтет отрывки из романа, а кто-то пройдет через сцену в маске «рыцаря печального образа». Это сделает образ благородного идальго ближе и понятнее. Или, скажем, вы приходите на новогодний бал-маскарад в маске медведя… Богатые возможности предоставляет маска для проведения «капустников», демонстрации «живых картин», выпуска «живой газеты».

Все маски требуют бережного с ними обращения. Каучуковые каждый раз после употребления надо промывать горячей водой или ацетоном, желатиновые — только горячей водой, водоацетатные — водой комнатной температуры, а чулок стараться не порвать и время от времени подкрашивать облупившиеся места. Хранить маски надо в темпом прохладном месте, чулочные — в сухом. Если срок хранения длительный, маски посыпают тальком или резиновой пудрой.
Л. Клапоух. Журнал Юный техник.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: