Вертолеты

26 Октябрь 2010
By

Сегодня мы предлагаем вам построить, пожалуй, самую простую модель вертолета (см. рис. 1). Хотя модели вертолетов пока летают менее продолжительно, чем модели планеров или самолетов, но полеты их очаровывают. Итак, вы берете рейку из сосны или липы, выстругиваете ее до сечения 3 х 3 мм и разрезаете на три примерно равные части. Из одной рейки делаете фюзеляж, а из двух других изготавливаете два пропеллера для одной модели.
На одном конце рейки-фюзеляжа установите подшипник для верхнего пропеллера. Это деревянный (лучше сосновый) брусочек размером 3 X 6 и длиною 6X8 мм, с отверстием, проделанным сталистой проволокой 0 0,8—1 мм. Этот брусок приклейте к фюзеляжу и примотайте нитками (рис. 1а). Второй конец рейки сострогайте на конус до сечения на конце 1X1 мм. На середине фюзеляжа установите крючок на клею с нитками для закрепления резиномотора. Крючок изгибается ш сталистой проволоки 00,8—1 мм по размерам, показанным на рисунке 16.

Осталось изготовить два пропеллера или винта. Для винтов нулшьт рейки, имеющие конусообразную форму с двух концов. То есть из рейки сечением 3X3 и длиною 300—400 мм изготовьте кромку-лонжерон. Концы рейки должны иметь сечение 1,5Х XI,5 мм. Зашкурьте рейку так, чтобы сечение ее примерно было круглым.

Чтобы сделать винт, вычертите его на миллиметровой бумаге или ватмане (см. рис. 2). На осевой его линии проведите две дуги радиусом 100—150 мм так, чтобы они сопрягались по оси винта или имели общую касательную, проходящую через ось винта. Концы лопастей винта скруглите радиусом 30—40 мм. Чертеж готов. Изогните по нему рейку на паяльнике или электрической плитке, а еще лучше на утюге. То же самое сделайте для второго винта. Затем на одну кромку-лонжерон установите по центру ось на клею с нитками. Ось делайте, руководствуясь рисунком 1в. Проволоку возьмите как и для крючка на фюзеляже. После этого натяните нитки на кромки так, чтобы они проходили через ось винта, и привяжите их к концам кромек. Вам осталось только обтянуть лопасти бумагой. Обтяжку можно изготовить из конденсаторной или папиросной бумаги двух-трех цветов. Для того чтобы склеить детали и обтянуть модель, вам подойдет любой клей, так как детали допол-/ нительно скрепляются нитками. Оклеив и просушив обшивку винтов, о/гформуйте их, то есть придайте им нужную форму.

Во-первых, по углу V. Здесь заметим, что винты будут вращаться в разные стороны, то есть наш вертолет выполнен по соосной схеме, и, как правило, лопасть движется вперед кромкой. Следовательно, в центре винта согните кромку под углом 5—10°, предварительно слегка подогрев это место, чтобы лопасти имели угол V. Придайте такой же угол и второму винту. Затем у оси винтов и по всей кромке сделайте закрутку лопастей, чтобы углы атаки сечений лопасти в середине были равны 30—40°. Концы лопастей должны иметь углы атаки в 1,5—2 раза меньше.

Закрутки в лопастях старайтесь сделать одинаковыми. И винты готовы. Один винт закрепите на фюзеляже на клею с нитками. Расположите его выше крючка для резиномотора на 30—50 мм. Другой винт установите на подшипник и загните крючок на конце оси. Не забудьте перед установкой винта поставить на его ось 2—3 шайбы из металла или целлулоида. Ось винта должна легко проворачиваться в подшипнике. Дополнительно в подшипник закапайте касторового или машинного масла.

Резиномотор делается из 4—6 ниток круглой резины. Смажьте его кдсторовым маслом. Модель готова. Закрутите верхний винт от руки на 25—30 оборотов и запустите модель. Характер первого полета модели многое скажет опытному моделисту, а начинающим мы поможем разобраться. Если закрутки лопастей у вас получились строго одинаковыми, а сама модель легкой, то она плавно и почти вертикально взлетит к потолку с первого полета. В этом случае вам надо отрезать нижнюю часть фюзеляжа, то есть ниже крючка с резиномотором. Но если взлет происходит неровный, с большими кругами и только по горизонту, то лучше на тонкий конец фюзеляжа приклеить маленькое хвостовое оперение из ватмана или плотной бумаги. Вырежьте эллиптической или круглой формы заготовку с размерами, указанными на рисунке 2а, согните по одной из осей под углом в 90—120° и приклейте к концу фюзеляжа. Еще раз поправьте закрутку, проверяя на глаз равенство углов атаки в лопастях. После двух-трех полетов вы увидите, как отлично полетит ваша модель.

Пару советов для любознательных. Чтобы ваша модель летала еще лучше и дольше, сделайте верхний винт двухлопастным, а нижний четырехлопастным. А чтобы повысить аэродинамические качества, установите на лопасти по одиой-две нервюры и отпрофилируйтс их, как нервюру крыла схематической модели самолета. Если хотите сделать модель более долговечной, кромки лопастей советуем изготовить из бамбука, а рейку-фюзеляж заменить на стержень из камыша или веника. Такая модель летает 30—40 сек.
А. ВИКТОРЧИК. Журнал Юный техник.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: