Тростевые куклы

1 Ноябрь 2010
By

В отличие от перчаточных кукол, движением которых управляет рука актеpa-кукловода, находящаяся внутри куклы,  тростевые   куклы   управляются   специальными     механизмами     с   помощью тростей.
Актер не имеет непосредственного контакта с тростевой куклой. Управлять такой куклой сложнее, зато изобразительные возможности ее намного богаче.

Конструкция тростевых кукол позволяет совершать самые разнообразные движения, насыщать спектакль интересными трюками и находками. Тростевые куклы гораздо крупнее перчаточных. Размер их головок может быть до 20 см. Головки тростевых кукол изготавливаются тем же способом, что и перчаточных.

Основу тростевой куклы составляет деревянная конструкция. Она крепится на так называемом гапите — деревянном стержне, который служит как бы позвоночником куклы. На гапите устанавливается плечевой каркас, а к нему прикрепляются подвижные суставы рук (рис, 12).
Корпус  и    голова куклы управляются рукой актера, которой он держит га-пит. Руки куклы приводятся в движение второй рукой актера при помощи проволочных тростей.
Основа гапита — круглый деревянный брус диаметром 20 мм. Плечевой каркас выпиливается из 10-миллиметровой фанеры или доски, в центре вырезается отверстие для гапита. Каждая рука составляется из двух деревянных брусков квадратного профиля 20 х 20 мм. Они сочленяются кусочками сыромятного ремня.

Гапит пропускается через отверстие в плечевом каркасе. Чтобы плечи не опускались, в гапите высверливается отверстие и туда вставляется деревянная шпилька.

Другая конструкция гапита, показанная на рисунке 13, дает возможность поворачивать голову куклы- влево-вправо и вверх-вниз. Это «солнцевский» механический гапит, названный так по имени старейшего мастера советского кукольного театра Н. Ф. Солнцева. С куклами конструкции Солнцева работали многие выдающиеся актеры-кукольники. Этот гапит состоит из четырех основных частей: неподвижного деревянного стержня А, наглухо скрепленного с плечиками куклы, трости Б, вра щающей и опускающей голову, деревянного цилиндра В, на котором укрепляется голова, и деревянного квадратика Г, надетого на стержень А и наглухо скрепленного с тростью Б. Этот квадратик называется машинкой управления. Когда актер поднимает и опускает ее, соответственно поднимается и опускается голова куклы. Поворотом квадратика голова поворачивается налево и направо.

У тростевой куклы можно сделать подвижными глаза, рот и даже уши. Специальный механизм для этого монтируется внутри головы. Для глаз нужно выточить на токарном станке деревянные шарики. Их просверливают насквозь и в отверстие просовывают проволоку диаметром чуть меньшим, чем диаметр отверстия, — так, чтобы шарики свободно вращались, но не болтались, В головке из папье-маше вырезают глазницы и к ним подгоняют глаза-шары. Проволочные оси вбиваются в деревянную основу, которая укрепляется на клею внутри головы куклы (рис. 15).

В   деревянные   шарики-глаза   вбивают скобки,   к   которым   подвязываются   резинки. Их натяжение подбирается таким, чтобы держать глаза куклы открытыми. Здесь же привязывается тяж-леска и пропускается через проволочные скобки, закрепленные в затылочной части головы. Другой конец лески привязывается к курку (рис. 14). Нажатием курка глаз закрывается.
Чтобы глаза могли поворачиваться налево и направо, шарики-глаза насаживают на две неподвижные оси, расположенные  вертикально  (рис,  16).

Для открывания рта можно использовать механизм, показанный на рисунке 17. Для этого нижняя челюсть вырезается из головки и снова прикрепляется на место либо на неподвижной оси, либо при помощи клея и полоски плотной ткани. В верхней и нижней челюстях крепятся скобки. Между ними натягивают резинку. Она будет держать рот закрытым. Открывается рот с помощью тяжа, привязанного к скобе внутри нижней челюсти и выпущенного наружу сквозь маленькое отверстие в папье-маше.

Отличительный признак таких персонажей,   как   зайцы,   собаки,   ослики,   симпатичные лохматые уши. Небольшое приспособление — и мы можем научить их шевелить ушами (рис. 18). Ухо крепится к голове поноской ткани или небольшой петлей так, чтобы оно свободно поднималось. К ушам крепятся скобки, а к ним привязываются лески. Затем они пропускаются через скобку затылочной части головы и спускаются вниз, в корпус куклы, где привязываются к деревянной палочке. Потяните – и собака поднимает уши. Используя такой же механизм, можно научить   птицу  махать  крыльями.
Трости для управления руками куклы крепятся к ее кистям. Но бывают случаи, когда трости мешают восприятию художественного образа. Тогда их стараются замаскировать. Например, у стражника — под копье, у Бабы Яги — под клюку.

Трости можно задрапировать  костюмом куклы (рис. 20).
Помимо замаскированных, бывают и внутренние трости, которые крепятся к локтевому суставу (рис. 19). На концы тростей для удобства работы кукловода надеваются   деревянные  ручки.
Эстрадные номера с тростевыми куклами могут быть украшением любого концерта. Недаром этим куклам отдают    предпочтение  ведущие     эстрадные актеры. Если вспомнить «Необыкновенный концерт» С. В. Образцова, то в этом представлении наилучшим образом продемонстрированы широкие возможности тростевых кукол.

Журнал Юный техник.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: