Большие напольные куклы

3 Ноябрь 2010
By

Вы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно. Возможно, вы и сами уже придумали что-нибудь новое. Но в этом бесконечном разнообразии есть свои закономерности и прочные связи. Так, из перчаточной куклы родилась в свое время тростевая, а из марионетки   —   большая  напольная кукла.

Внешне эти куклы напоминают «родителей», только они больше по раз меру, и у них нет никаких нитей. Высота таких кукол зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1,7 м (рис. 37, 38).
Работать с такими куклами очень интересно. Их водит с«в открытую» один, а чаще два исполнителя. Рассказ желл о двух способах вождения больших кукол.

Первый способ — когда один актер вставляет ноги в башмаки куклы. Правой рукой он держит ее голову, левой — левую руку. Другой актер ведет правую руку  и туловище куклы.
Второй вариант: один актер вставляет свою правую ногу в левый башмак куклы, правой рукой ведет ее голову, левой — левую руку. Другой вставляет свою левую ногу в правый башмак. И правой рукой ведет правую руку кукпы,  а левой — туловище.

Изготавливать такие куклы лучше всего из поролона, обтягивая детали трикотажем. Все части туловища сначала выкраиваются и затем склеиваются  клеем  либо  сшиваются.

Кроме того, корпус можно сшить из плотной ткани и набить легкими материалами: тряпками, обрезками поролона, конским волосом, сеном… Места сгибов (локти, колени, сочленения рук и ног с корпусом) прошивают. Башмаки шьют по форме обуви актера наподобие «шлепанцев», только без задней части подошвы. Ноги актера должны легко входить в «шлепанцы». Для надежности к ним пришивается резинка (рис. 37).

Голову можно изготовить из папье-маше, вырезать из пенопласта либо выкроить из тонкого поролона и склеить. Если хотят, чтобы у куклы открывался рот, нижнюю челюсть изготавливают отдельно и крепят к верхней полоской ткани. Изнутри рот заклеивают черным бархатом или тонируют черной краской. На рисунке 37 показано, как рука кукловода располагается в голове куклы. Сжимая и разжимая пальцы, актер заставляет куклу открывать   и   закрывать   рот.

Кисти рук куклы можно вырезать из пенопласта, но лучше склеить из поролона— мягкая рука более пластична и смотрится со сцены как живая. У больших напольных кукол может и вовсе не быть рук. Их могут заменять руки актера. Для этого в пустых рукавах костюма делаются специальные прорези. Но когда хотят, чтобы у куклы сгибались локти, колени, то руки и ноги делают из дерева, как у традиционных   марионеток.

Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями. Хорошо известен популярный номер с куклой-тигренком,   где   два   актера   работают «в открытую» с поролоновой куклой.
В 1978 году во Дворце культуры Московского авиационного института в детском эстрадном кукольном театре был поставлен номер с куклой-джинном. Вся кукла состояла из куска ткани с прорезями для рук актера и головы джинна из папье-маше (рис. 39).

Чтобы сделать такую голову, вам понадобится лист поролона толщиной 2—3 см и размерами 100 х  150 см, клей , гуашь, отделочный материал для изготовления парика.  Лист поролона сворачивается в цилиндр и склеивается (рис. 41—I). По краям цилиндра делаются треугольные вырезы. Края вырезов смазываются клеем и соединяются между собой. Основа для будущей головы готова (рис, 41—II). Нос вырезается из куска толстого поролона, губы — из тонкого поролона. Под носом делается небольшое окошко, чтобы актер, находящийся внутри, мог   дышать   и   видеть   сцену.   Если   у кукольного героя рот приоткрыт, окошко  можно   расположить   в   нем.

Дополнением к кукольной голове служат укрупненные поролоновые руки, которые склеиваются наподобие перчаток (рис. 41—III). Пошевелите пальцами внутри такой «перчатки» —- и поролоновые пальцы передадут все ваши движения.
Для парика лучше всего подходит мочало, причем его можно покрасить в любой цвет анилиновыми красителями.
В этой технике один актер может вести сразу три куклы, находясь внутри одной из них (рис. 40). Из поролона выкраиваются три головы. Одна из них надевается на актера, две другие — на каждую его руку. Желательно подложить поролоновые толщинки, имитирующие плечи. К подолам пришиваются круглые проволочные каркасы. Каркасом может служить и пластмассовый гимнастический обруч. Можно решить этот номер, например, в русском народном стиле. В качестве музыкального оформления возьмите «Калинку», «Полюшко-поле» и другие народные песни, желательно в эстрадной обработке. Нелегко будет зрителям догадаться, что танец трех девушек   исполняет   один   актер.

Журнал Юный техник.

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: