Веселая эстафета

8 Ноябрь 2010
By

Если у вас есть подходящий материал и желание построить «животных», способных ходить, скакать, ползать, то вы можете устроить «веселые зооскачки». Предлагаем вам -макеты, на которых вы сможете передвигаться, используя силу своих мускулов. Причем от вас потребуется четкая координация движений тела, ног и рук и, безусловно, ловкость наездника.
Лучшим материалом для изготовления «животных» является многослойная фанера толщиной не менее 12 мм. Узкие места деталей, например ноги, укрепляются металлическими пластинами. Размеры макетов мы сознательно не приводим, поскольку они должны соответствовать росту участников предстоящего «родео». Отметим только, что седла и подножки можно делать регулируемыми по высоте.
ЖИРАФ (рис. 1). Известно, что жирафы обычно передвигаются шагом. И лишь в случае крайней необходимости переходят на неуклюжий, как бы замедленный галоп. Животное одновременно отрывает от земли обе передние ноги и, откинув шею и голову, смещает таким образом центр тяжести. Создается впечатление, будто скачущий жираф глубоко кивает, кланяется при каждом прыжке. Передвижение нашего «жирафа» очень похоже 1та подобный галоп.

Ездок, сидя в седле, опирается на подножки, закрепленные на передних ногах «жирафа», и движениями своего тела заставляет его поочередно выбрасывать передние ноги и подтягивать к ним задние.
Изготовляя «жирафа», имейте в виду, что ездить на нем будет легко лишь в том случае, если, встав на подножки, вы сможете слегка приподняться над седлом и затем спокойно опуститься на него. При этом ваши чуть согнутые колени не должны сгибаться и разгибаться, а мышцы — сильно напряжены.
Выпилив все части «жирафа» (1, 2, 3), начинайте собирать его. Сначала прикрепите к ногам (2) клеем и гвоздями колодки (4, 5). Видите, как ваш «жираф» расставил ноги, словно настоящий, и стал устойчивым? А когда вы установите оси поворота и подножки, то «жираф» приобретет подвижность. Теперь, укрепив прочно седло (6), вырезанное из досок и обитое ватой и дерматитом, можете считать, что самое главное сделано.

Осталось из прочной круглой палки сделать рукоятку, укрепить ее на шее «жирафа», а к бокам седла подвесить щитки (резина, линолеум), чтобы закрыть механизмы передних ног с пружинами. Готового «жирафа» раскрасьте: нарисуйте глаза, уши, рожки, пятна.
Передвигаться верхом на «жирафе» надо так. Сядьте в седло, возьмитесь за рукоятку и подтяните шею «жирафа» так, чтобы она держалась вертикально. Не снимая ног с подножек, перенесите вес тела на седло и резко откиньтесь назад. Передние ноги «жирафа» оторвутся от земли, пружины вытолкнут их вперед. Когда они коснутся земли, вы должны перенести тяжесть тела на ноги, приподняться над седлом и отжать рукоятку вниз. При этом следите, чтобы голова «жирафа» не наклонилась. Если все эти движения вы проделаете правильно, то задние ноги обязательно оторвутся от земли. Не пропустите этот момент. Потяните рукоятку на себя и опуститесь в седло. Задние ноги «жирафа» уже на земле, причем ближе к передним. Повторите цикл движений и вновь переместитесь вперед. Когда вы научитесь делать эти движения без остановки, в выбранном темпе, вы «поскачете» галопом. «Жираф» будет стараться сбросить вас с седла. И ему это удастся, если ваши движения вперед-назад будут слишком резкими или если вы позволите ему опустить голову.

ГОРНЫЙ БАРАН (рис. 2) хорошо прыгает. Он устроен так, что сидящий в его седле человек рывком своего тела вперед заставляет передвигаться все устройство. Основным узлом механизма движения является храповик с фрикционным кулачком. И круг (15), и кулачок (16) выпиливаются из многослойной фанеры, отверстия для осей укрепляются накладками из листовой стали. При сборке на ось механизма надо надеть стяжною планку из стальной полосы толщиной 3 мм (17). Расстояние между отверстиями в планке должно быть равно сумме радиуса круга и среднего радиуса рабочей части кулачка. Задние ноги «барана» закрепляются на круге храповика и снабжены пружиной, которая подтягивает их вперед. Большие колодки (14) устанавливаются па туловище (9), а малые (13) вместе с рогами (12) — на голове барана.
Седло (19) под нагрузкой и за счет возвратных пружин может подниматься или опускаться. Снизу к седлу прикреплен шток из листовой стали толщиной 1,5 — 2 мм. Он связан спиральной пружиной с кулачком храповика. Если ездок в седле, то пружина натягивается и прижимает рабочую поверхность кулачка к кругу.

Вы сели в седло и взялись за рога. Ноги без нажима на подножках. Рывком подтягиваете рога вверх, стараясь оторвать от земли передние ноги «барана», а сами подаетесь вперед. Передние ноги вновь на земле, но уже сделан шаг. Вы опираетесь на подножку и резко приподнимаетесь над седлом, стараясь теперь оторвать от земли задние ноги. Они подтягиваются к передним, и вы плавно опускаетесь в седло. Повторяя без остановок циклы этих движении, вы едете.

ЛЯГУШКА (рис. 3) укреплена на платформе и передвигается скачками. Во время движения наездник, сидя ка ее спине и опираясь на подножку платформы, поднимает за рукоятку голову «лягушки» вверх, а затем своим весом опускает вниз. В действие приходит фрикционный механизм (26) с храповиком, и «лягушка» совершает поступательное движение вперед, похожее на скачок.
Очень важно подобрать размеры «лягушки» так, чтобы у наездника сгиб ноги в колене при опущенной голове «лягушки» был около 110°. а при поднятой — нога выпрямлялась до угла 160 —170°.

Внимательно рассмотрите рисунки, и вам станет ясно, что детали корпуса «лягушки» (20, 21, 22, 23) скреплены между собой колодками (24, 25), что рычаг состоит из двух стальных полосок (50×5 мм) и имеет отверстия для осей колеса и кулачка. Расстояние между центрами этих отверстий составляет радиус колеса плюс средний радиус рабочей части кулачка. На оси кулачка установлена пружина, прижимающая его к колесу. Увидите вы и как укрепляется стальной обод на колесе и кулачке; как всюду в подвижных частях устройства поставлены прокладки — шайбы. Конечно, готовую «лягушку» не забудьте раскрасить.

ПАУК (рис. 4) ходит, переставляя за один шаг сразу четыре ноги из восьми. Движение осуществляется за счет шарнирно-рычажного механизма. Размеры восьминогого «паука» должны быть подобраны так, чтобы, опустившись на сиденье и поставив ноги на подножку, вы могли без напряжения подняться и без помощи рук встать.
На рисунке вы видите детали туловища, ног и головы (28, 29, 30). Здесь показано место установки мягкого сиденья с пристежным ремнем (отмечено крестом).
Ширина сиденья — не менее 40—50 см. Длинные ноги «паука» устанавливаются на осях В кривошипа и соединяются между собой подножкой и брусками. Через туловище проходит ось А. Детали головы (30) крепятся на кулисах СЕ. Во время движения «паука» цапфа С перемещается то вверх, то вниз, и «паук» шевелит усами, двигает глазами.

Рассмотри!», как идет «паук». Вы сидите на «пауке», пристегнувшись к сиденью поясом. Ноги на подножке, руки, на рукоятке. Ось В кривошипа занимает заднее крайнее положение. Приподнимите ноги, подтяните рукоятку до отказа вверх. В верхней точке переведите ее на себя и отожмите вниз. Длинные ноги паука с осью В опишут дугу и сделают шаг. Когда ось В займет крайнее переднее положение, вы должны опустить ноги на подножку, приподняться и отвести рукоятку от себя. Затем, опираясь ногами на подножку, выжать ее вверх. Туловище «паука» переместится — это следующий шаг. Повторяя такие движения, вы заставите «паука» бежать.

СТРАУС (рис. 5) — это, по существу, ходули с полочками-подножками .
На них можно легко передвигаться в том случае, если расстояние от нижней части седла до подножки соответствует примерно расстоянию от паха до ступни сидящего.

Уточнив размеры, выпилите туловище (33) и ноги (34). Просверлите в них отверстия для осей и подножек. Деревянные колодки наклейте на бока туловища и для надежности прибейте гвоздями. Из листовой стали толщиной 2 мм вырежьте накладки (37) и шьйбы (38а, б, в). Чтобы утопить головки крепежных винтов, отверстия прозенкуйте. Для осей поворота ног возьмите болты М20 или М16 длиной около 120 мм. Накладки (37) прикрепите шурупами к деревянным колодкам на боках «страуса». Круглые накладки (38) под ось закрепите в верхней части ног, с двух сторон стянув их через фанеру винтами. Отверстия для болтов-осей в деревянных боках туловища должны быть несколько меньше диаметра болта и больше, чем резьба болта глубины. Затягивать ось-болт, смазанный клеем БФ-2, надо так, чтобы нога «страуса» без усилий поворачивалась вокруг оси. Посадка шайб и накладок на ось — подвижная (скользящая). Перед установкой подножек укрепите отверстия в ногах стальными накладками (386), на подножки наденьте куски резинового шланга, к бокам седла прикрепите резиновые щитки в форме крыльев. Готового «страуса» покрасьте и разрисуйте.

Прежде чем начать путешествовать на этой «птице», потренируйтесь. Вначале без помощи товарищей вам не удастся даже взобраться на нее. Оказавшись в седле, держите «страуса» за шею, не давая ему вывернуться. Стоя на подножках, старайтесь удержать равновесие, переступайте ногами. Почувствовав, что вам удается держать равновесие и что «страус» слушается вас, плавно наклоняясь, смещайте тяжесть тела вперед. Ноги «страуса» тоже будут переноситься вперед. Несколько робких шагов — и вот уже «страус» уверенно и важно вышагивает, повинуясь вам.

ГУСЕНИЦА (рис. 6) представляет собой поезд из кабинок, как бы члеников — сегментов тела «гусеницы». Управляют «гусеницей» несколько человек. Движение происходит за счет колес-катушек с педальным приводом. Каждая катушка состоит из трех колес диаметром около 600 мм. Среднее колесо на несколько миллиметров больше крайних. Каждое колесо склеивается из трех кругов-заготовок толщиной по диаметру прутка-педали (40) — 12 —16 мм. Удобнее пользоваться педалями, если подвесить на них стремена из стального 10-ми прутка.

На рисунке изображены две из четырех фанерных стен кабины (42, 43). Боковые стенки (42) имеют прорези для осей катушек п для рук наездников. Между кабинами помещаются фанерные перемычки-сегменты (44). Соединяются кабины с сегментами подвижными петлями из стальной полосы, прутка и пластины из тонколистовой стали (45. 46, 47). На передней кабине укрепляется «голова» (48), на задней — «хвост» (49). Кабины ставятся на катушки. Зазор между ними обеспечивается втулками из обрезков трубы и шайбами.
Заняв с друзьями места, начинайте дружно вращать педали. Среднее колесо катушки несколько больше крайних, значит, ведущий первую кабину ее наклоном может менять направление движения. Остальные повторяют поворот, и «гусеница» ползет извиваясь.
Ю. БОРТНИКОВ Рис. А. СТАСЮКА. Журнал Юный техник.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: