В какие шахматы играли наши предки

16 Март 2011
By

История настольных игр уходит в глубокую древность. Когда-то шахматы и шашки имели в наборе игральную кость. В старинных захоронениях в бассейне реки Северский Донец найдены их образцы в виде кубиков и ромбиков с цифрами и знаками на гранях, а также галечник, используемый вместо игровых фишек. Скифы и другие народы, позднее селившиеся на Русской равнине, владели секретами ведических игр. Славяне-анты в четвертом веке знали столбовые (башенные) шашки. В ходе раскопок на землях Новгородских и Киевской Руси обнаружены фигуры I-VIII вв. для игры в таврели. К их числу относится «изобразительный король», найденный в 1969 г. в Старой Рязани на земле вятичей — круглый костяной кружок диаметром 30 мм и толщиной 5 мм, на одной из его сторон можно увидеть воина в полный рост со щитом и мечом.

Волхвы-русы использовали в своей магической деятельности велесовицу (от имени бога мудрости Велеса). Руны вырезались на плоских брусах из кости, глины, на свинцовых дисках. Они выбрасывались случайным образом на «алтарь» — магический стол в виде среза священного дерева или куска материи, раскладывались и перемещались в определенном порядке, образуя сакральную фразу. Посредством такой «игры», считалось, маги влияли на реальный мир. Но истребление христианами русской ведической культуры привело к тому, что эти исконные игры были утеряны, изменены, а их магическая основа исчезла без следа.
Предлагаем последовать за нами в удивительный мир величиной с игровую доску.  При обозначении фигур использованы привычные названия: король -— это волхв, ферзь — князь, ладья -— ратоборец, пешки — гридени, конь — всадник. Конь, стоящий поверх другой фигуры, — колесница.

Для игры в русские шахматы понадобится квадратное игровое поле (рис. 1), разделенное не менее чем на 36 клеток. Можно воспользоваться обычной шахматной доской, заклеив «лишние» клетки, либо изготовить ее из фанеры или ватмана. Игра включает в себя два набора фишек — 2 контрастных цветов, каждый из которых содержит по меньшей мере 12 фигур. Можно воспользоваться покупным набором шашек: шесть будут изображать шахматные фигуры 4, вторая половина набора заменит собой пешки 5. Следует выбрать такой набор, чтобы шашки могли удерживаться одна на другой, образуя башню, как показано на рисунке 4. В шашки 8 можно вмонтировать постоянный магнит, но обычно для сцепления использовались выступ 10 и впадина 11 на торцах шашек. Чтобы отличать фигуры, на торцевую и боковую поверхности их наклейте шахматные символы 9. Для удобства можете снять несколько ксерокопий с наших рисунков, уменьшив их масштаб в два раза. При наклеивании используйте клей ПВА.

Еще один элемент таврелей -— игральный кубик 6 (см. развертку на рис. 2). Возьмите его из набора какой-нибудь старой детской игры и наклейте на четыре грани игральной кости изображения шахматных фигур — ферзя, короля, коня и ладьи, на пятую грань —- изображение пешки. Шестую оставьте пустой или нанесите на нее символ пропуска хода 7, изображенный в виде темного круга на рисунке 2. Символы фигур могут быть выполнены буквами (например, Кр, Ф, Л, К, П). Правила игры таковы. Фигуры и пешки расставляются на доске в шахматном порядке — белые на первой и второй горизонталях, черные — на пятой и шестой.
Шахматный кубик — средство выбора игровой фишки. Игрок выбрасывает его и по верхней грани определяет, какую фишку можно использовать в данный момент и имеет ли он вообще право хода. При этом соблюдается правило передачи хода: не только фигуре, чей символ выпал на верхней грани кубика, но и любой другой ниже ее по иерархии. Например, если указан ферзь — можно двигать пешкой и любой другой фигурой, кроме короля. Если же выпала пешка, можно ходить только ей.

Фишки русских шахмат ходят и бьют в согласии с обычными правилами перемещения фигур, выпавших на верхней грани кубика.
Главное отличие русских шахмат от современных — «свои» фигуры здесь могут ходить по клеткам поля, занятым другими, в том числе и «своими» фишками. Активная фишка ставится поверх пассивной, «занимающей» клетку.
Запрещено ходить на клетку, занятую «своим» королем. Сэм же король имеет право ходить по фигурам и пешкам только в том случае, если они не находятся под боем.

Пешка не ставится поверх «своих» фишек в процессе движения, но может захватывать фишки противника и «свои» фишки в порядке боя — по диагонали. Запрещено перепрыгивать через клетки, занятые своими и чужими фишками, на это имеет право только конь или башня со свойствами коня.
«Пораженные» фишки соперника не снимаются с доски, а остаются под напавшей на них фишкой — в плену. Образуется башня, которая ходит и бьет с одного поля на другое по правилам перемещения верхней фишки.
Башня может делиться на две части в любом варианте (фишка и башня, две маленькие башни, та, которая ушла, и та, которую освободили). Верхняя фишка соскальзывает на нужную игроку клетку в соответствии с правилами перемещения. Освобожденная фишка или башня остается на прежнем месте, ее боеспособность восстанавливается. Можно освобождать и вражеские фигуры, если это выгодно.
Игроки могут условиться, что башня, состоящая из двух и более игровых фишек, ходит или бьет и как «захватывающая» верхняя фишка, и как все «захваченные» нижние фишки.

Рокировка производится при выпадении на игральном кубике короля, ферзя или ладьи передвижением ладьи вплотную к королю, на соседнюю клетку по горизонтали, с последующим прыжком короля через падью. Рокировка запрещается после любого хода короля или ладьи.
Пешка, создающая бой, ставится на клетку, через которую шагнула пешка противника, последняя ставится под бьющую пешку.
Если пешка достигает последней противоположной горизонтали, игрок может объявить ее любой фигурой, кроме короля. Пешки могут добиваться этого самостоятельно или в составе башен, если они верхние; при этом она объявляется любой фигурой в составе башни. Игроки вправе условиться, что превращаться в фигуру может только та пешка, что достигла последней горизонтали самостоятельно.
Если на кубике выпала фигура, а у нее нет возможности хода, игрок пропускает ход или фигура передает ход по иерархии вниз. Игрок также пропускает ход, если выпала пустая грань.

Шах (нападение на короля) и гардэ (на ферзя) объявляется вслух. Кубик не выбрасывается, если у игрока возможность хода имеет лишь король — в этом случае просто делают ход этой фигурой. Если ферзь находится в состоянии гардэ или король — под шахом, делают любой ход, чтобы устранить угрозу.
Цель игры — мат королю противника. Если один игрок может ходить только королем, а у второго, помимо короля, еще пара фигур, победа присуждается последнему. В русских шахматах не может быть ничьей.
Д. ГАВРИЛОВ, Н. ЛАТЫПОВ. Журнал Левша №9-96г.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: