Истребитель

24 Март 2011
By

Наверное, многие видели в документальных кинокадрах, как мощно и красиво стартует истребитель с авианосца. А ведь длины палубы для полного разбега ему явно не хватает. Как же это удается? Оказывается, взлету самолета помогают дополнительные пороховые стартовые ускорители — они-то и разгоняют его на коротком участке до необходимой скорости. А нельзя ли на моделях продемонстрировать подобный принцип взлета? Такую цель поставил перед собой моделист и изобретатель В. Шапиро. Вот что у него получилось.

Как видите, палубу заменяет дощечка, а стартовые ускорители — связанный в кольцо кусок авиамодельной резины. Мальчишки безошибочно определят, что в основу устройства положена обыкновенная рогатка. Как ею пользоваться, объяснять не нужно — чем сильней растянут резиновый амортизатор, тем с большей начальной скоростью полетит бумажный самолетик дальше. А чтобы удобнее было направлять модель точно по курсу, использована хитрость — киль самолета своим нижним выступом цепляется за край дощечки. Это своеобразный курок — надавил пальцем, киль выходит из зацепления, и модель стрелой устремляется вперед.

Расскажем, как сделать катапульту. Основу составляют дощечка и брусок (размеры приведены на рисунке). Выпиленные детали соедините на клею и для прочности дополнительно стяните тремя мелкими шурупами. Чтобы во время запусков случайно не поранить руки, края заготовок надо тщательно зачистить рашпилем, а потом наждачной бумагой. Два пропила спереди необходимы для фиксирования кольца резинового амортизатора, а пропил сзади — для стартового механизма. Хорошо бы покрыть готовую катапульту 2—3 слоями лака—тогда дерево не будет загрязняться.

Наша палубная авиация насчитывает пять самолетов. Их виды в двух проекциях приведены на рисунках 1—5. Как видите, представлены почти все аэродинамические схемы, которые сегодня можно встретить в большой авиации. Внимательно разберитесь с каждой сборкой. Мы не приводим разверток всех самолетов, ограничимся лишь одной (см. нижнюю часть рисунка), но из нее ясно, как все делать. На масштабной сетке с ячейкой 10х 10 мм наложены развертки А и Б — это части фюзеляжа с оперением. Каждую деталь надо повторить в двух экземплярах. Лучший материал — ватман. Нанесите на лист сетку в натуральную величину и аккуратно переведите контуры. Заготовки вырежьте и склейте клеем ПВА или бустилатом.
Когда клей просохнет, крылья и хвостовое оперение разгладьте, придайте им соответствующий наклон и соедините между собой так, как показано на рисунке.
Раскрасьте модели.

Теперь можно приступать к испытаниям. Чтобы модель летела по пологой траектории, ее нос надо загрузить. Воспользуйтесь пластилином. Прилепите кусочек и пустите модель с поднятой руки. Если нос круто задирается вверх, значит, масса груза недостаточна. Прибавьте немного пластилина. Если же модель круто падает, значит, груз слишком тяжел — убавьте его. Постепенно добьетесь хорошего результата.

Теперь можно попробовать запуск с катапульты. Его лучше проводить в тихую погоду на ровной лужайке. Для безопасности удалите зрителей на необходимое расстояние — все-таки начальная скорость самолета высока и быстролетящая модель может нанести травму.
С моделями можно проводить интересные соревнования на дальность и точность приземления. Например, нарисовав круги диаметром 1,5 м в 10, 1 5 и 20 метрах от места запуска. Правила соревнования разработайте сами.
В. АЛЕШКИН, инженер Рисунки автора. Прил. Журнала Юный техник №5-90г.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: