Поезд над городом

12 Апрель 2011
By

Монорельсовая дорога — сравнительно новый вид наземного транспорта, появившийся в некоторых больших городах. Поезда на такой дороге могут развивать скорость 150 и более километров в час. А главное — приподнятые над землей, они не мешают обычному городскому транспорту. Существуют два типа монорельсовых дорог: навесная и подвесная. Разнятся они, как это видно из названия, типом подвески. Но в том и в другом случае монорельсовый путь представляет собой железобетонную балку, закрепленную на железобетонных опорах.

Предлагаем вам изготовить миниатюрную навесную монорельсовую дорогу с трехвагонным составом, приводимым в действие от батарейки или от электрической сети через стабилизатор. Эта поделка, хороший пример развивающей игры для детей. Для изготовления модели понадобится самый простой инструмент и материал. Большинство деталей дороги выпиливают из фанеры. Колеса, опорные стойки, ручки переключателя и почти все детали светофора делают из катушек от ниток и карандашей. Конечно, если в вашей мастерской есть токарный станок по дереву, то колеса и шкивы лучше выточить на нем. Для работы вам потребуются еще металлические пластинки, проволока различного сечения, велосипедные спицы, резиновые кольца, нарезанные от старой велосипедной камеры, лампочки и батарейки от карманного фонаря, мелкие гвозди, шурупы.

Развертки деталей из фанеры наложены на сетку со стороной 5 мм. Переведите контуры деталей нв фанерную основу, учитывая направление волокон верхнего слоя фанеры. Как правило, эти волокне должны располагаться вдоль наибольшей длины детали, за исключением рельсов (детали 2,4, 5 и 7), где они должны идти поперек. Круглые детали нанесите на фанеру с помощью циркуля.

МОНОРЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ
Самый маленький путь, замкнутый в кольцо, составляется из восьми овальных блоков и восьми опорных стоек. Полный комплект деталей, который позволяет составлять пути различной формы, состоит из 16 овальных, 8 прямых блоков и 24 опорных стоек.
Начнем с изготовления опорных стоек. Из четырехмиллиметровой фанеры лобзиком выпилите диски диаметром 55 мм (деталь 1). Снимите по их ободу тонкую фаску. Заготовьте из катушек от ниток № 10 с диаметром щечек 30 мм основания (рис. 6) и верхние втулки (рис. 7). Основания приклейте к дискам по внутренней тонкой линии. Для большей прочности вбейте в отмеченные отверстия по два маленьких гвоздика. В основание вставьте на клею целый круглый карандаш (рис. 8). Сверху на карандаш также на клею насадите втулку на половину ее длины — высоту опорных стоек вы можете выбрать по своему желанию.

Детали монорельсовых блоков 2—7 перенесите на четырехмиллиметровую фанеру, соблюдая масштаб, и выпилите.
Прямой блок (рис. 1) склейте из деталей 2 и 3. Концы детали 2 не должны заходить за пунктирные линии, отмеченные на детали 3. Прямой блок (рис. 2) склейте из деталей 3 и 4. Овальный блок (рис. 3) склейте из деталей 5 и 6, а овальный блок (рис. 4) — из деталей 6 и 7. Детали 5 и 7 легко сгибаются. Придайте им нужную форму и склейте. Когда клей высохнет, зачистите блоки наждачной бумагой. У деталей 2, 4, 5 и 7 слегка закруглите верхние грани. Заготовьте из куска металлической линейки или пластины шаблон (рис. 9). Прочертите его острием небольшие углубления по всей длине боковых граней деталей 3 и 6.

Из листовой латуни или жести толщиной 0,5 мм вырежьте детали контактных замков. Они изображены на рисунках 10, 11 и 12. Просверлите в них отверстия диаметром не более 1 мм. Отверстия раззенкуйте, то есть рассверлите верхнюю часть сверлом большего диаметра. Заготовкам придайте такую форму, как показано на рисунках. Детали замка, изображенного на рисунках 10 и 11, соедините, между собой заклепкой. Контактные замки поставьте и укрепите в пазах деталей 3 и 6 при помощи клея БФ-2 и небольших кусочков тонких булавок. Чтобы фанера не расщеплялась, просверлите предварительно тонкие отверстия, а забивая булавки, зажмите фанеру тисками. Шляпки булавок сравняйте напильником с общей поверхностью пластин.
Возьмите куски прямой медной проволоки диаметром 0,5 мм. При помощи наждачной бумаги снимите с них изоляцию.

Проделанные на блоках углубления и зачищенный провод смажьте клеем БФ-2. Когда клей немного загустеет, начинайте аккуратно укладывать провод в углубления и одновременно обматывайте весь блок нитками, чтобы провод лег в риску плотно и ровно. Когда клей высохнет, не снимая ниток, очистите от клея концы проводов и припаяйте их к контактным пластинам. Лишние куски провода удалите. Снимите нитки и тщательно очистите провод от клея при помощи выреза шаблона и наждачной бумагой. Провод отполируйте до блеска суконкой или фланелью. Монорельсовый путь готов. Сделайте также из велосипедной спицы крюк (рис. 15). Он вам понадобится для сцепления вагонов будущего поезда.

МОТОРНЫЙ ВАГОН
Передний и задний моторные вагоны одинаковые. Поэтому расскажем лишь об одном — первом. Вид его показан на рисунке 20. Деталь 8 (крыша вагона) изображена дважды: деталь 8А — это вид крыши сверху, а деталь 8Б — вид крыши изнутри. Выпилите эту деталь из липовой дощечки толщиной 6 мм. Детали 9, 10 и 13 — из трехмиллиметровой фанеры. Деталь 11 —из двухмиллиметровой фанеры. Две детали 12 и по одной детали 16, 17, 18 и 19 — из фанеры толщиной 1,5 мм. Деталь 14 — из четырехмиллиметровой фанеры. Деталь 15 — из липовой дощечки толщиной 12 мм. Аккуратно просверлите все отверстия. Их диаметры указаны на развертках. На детали 8 по линиям, указанным на рисунке, сделайте лобзиком сквозные пропилы. На местах, отмеченных пунктирной линией, сделайте при помощи ножа и стамески два углубления наполовину толщины дощечки: одно — с наружной, другое — с тыльной стороны. Сверху передний край детали 8 закруглите. При помощи острого ножа, рашпиля и наждачной бумаги. С внутренней стороны детали 9 в месте, отмеченном точками, сделайте полукруглое углубление на толщину двух слоев фанеры.

Возьмите микроэлектродвигатель МДП-1 и напильником сточите по бокам пластмассовую оболочку на 1—1,5 мм так, чтобы его ширина не превышала 37 мм. На вал микроэлектродвигателя наденьте резиновый ролик (рис. 16). Такой ролик легко сделать из изоляции от электрического шнура. Из латунной пластины толщиной 0,5 мм согните две скобы (рис. 17) и по одному патрону и контакту для лампочки (рис. 18 и 19). Просверлите отверстия диаметром 1—1,5 мм и придайте заготовкам форму, какая показана на рисунках. С внутренней стороны детали 8, на месте, обозначенном тонкой линией, установите двигатель и укрепите его двумя скобами (рис. 20). Сверху в продольные пропилы детали 8 проденьте патрон. Вставьте в него лампочку от карманного фонаря. Отогните концы пластины-патрона в разные стороны и укрепите их мелкими шурупами или гвоздиками (рис. 18). В поперечный пропил вставьте контакт лампочки и укрепите его шурупом (рис. 19).

Из латунной пластины толщиной 0,1—0,2 мм сделайте два токоснимателя (рис. 21). Из стального бруска заготовьте две детали (рис. 22). С внутренних сторон деталей 9 и 10 на местах, отмеченных тонкой линией, укрепите токосниматели с помощью маленьких гвоздей и клея БФ-2. По пунктирной линии укрепите с помощью клея БФ-2 остальные бруски. Чтобы они плотно прилегали к фанере, сделайте в брусках напильником выемки. Металлические бруски требуются для большей устойчивости модели во время движения. При помощи мягкого тонкого провода и паяльника выполните электромонтаж вагона (рис. 20). Круглые отверстия деталей 9 и 10 натрите графитом — это уменьшит трение.

Из катушек с диаметром щечек 25 мм вырежьте четыре колеса (рис. 23). Катушки должны быть с ровными и целыми щечками, без щербин. Из деталей 11 и 12 склейте шкив, наденьте эти детали на спицу (рис. 24). Когда клей высохнет, спицу из шкива удалите. Из велосипедной спицы сделайте две оси (рис. 25). Из карандашей «Конструктор» с тонким графитовым стержнем вырежьте две заготовки, как показано на рисунках 26 и 27. С помощью наждачной бумаги закруглите их концы. Вытолкните из карандашных заготовок графитовые стрежни и вместо них вставьте оси на клею БФ-2. На обе заготовки насадите с клеем колеса и шкив, как показано на рисунке 28 (передние колеса) и на рисунке 29 (задние колеса). Когда клей высохнет, у передних колес с одной стороны прорежьте в карандаше углубление до самой оси шириной в 2 мм и обмотайте в этом месте ось нитками в один ряд, смазав их клеем БФ-2. Так же обмотайте нитками ось у задних колес.

Теперь можно начать сборку вагона. Производить ее надо на клею. Вставьте в соответствующие пазы детали 8 деталь 9. В круглые отверстия установите оси передних и задних колес. На маленькие шкивы, а также на большой шкив и на резиновый ролик вала двигателя наденьте тонкие резиновые кольца, предварительно нарезанные из велосипедной камеры (рис. 30). На заднюю ось у большого шкива наденьте маленькую шайбочку. После этого вставьте деталь 10. Еще лучше поставить маленькие шайбочки на все концы осей. Оси колес не должны заклиниваться стенками вагона. Сзади вагона вставьте деталь 13, а спереди — деталь 14. На деталь 14 наклейте деталь 15. Когда клей вы сохнет, придайте корпусу вагона такую форму, как показано на рисунке. После этого протрите корпус наждачной бумагой. На шип детали 13 наденьте деталь 16, которая должна свободно вращаться. Деталь 16 сцепляет вагоны между собой. Чтобы она не выпадала, нарастите шип, вклеив брусочек из дерева. Склейте между собой детали 17, 1В и 19 (рис. 31). Весь собранный узел вставьте в корпус вагона. В патрон вставьте лампочку. Подключите к токоснимателям батарейку и проверьте электромонтаж и работу передачи.

ПРИЦЕПНОЙ ВАГОН
Из четырехмиллиметровой фанеры выпилите по две детали 20, 21 и 23. Из липовой дощечки толщиной 6 мм выпилите деталь 22. Круглые отверстия деталей 20 натрите графитом. Сделайте четыре колеса (рис. 23) и две оси (рис. 25 и 26). Склейте колеса с осями, как показано на рисунке 32.
В одну деталь 20 вставьте две детали 21 полукруглыми вырезами вниз. В круглые отверстия вставьте оси колес. Затем наклейте вторую деталь 20. Сверху вставьте деталь 22. В пазы детали 22 вставьте с клеем две детали 23. Для большей прочности укрепите детали 23 маленькими гвоздиками. На рисунке 33 изображен прицепной вагон (вид снизу). Установите вагоны поезда на монорельсовый путь. С помощью крюка сцепите вагоны между собой, накинув деталь 16 на шип детали 23. Подключите к контактной сети батарейку, а еще лучше стабилизатор и проверьте ходовую часть модели.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ
Это небольшая деревянная коробочка. Из четырехмиллиметровой фанеры выпилите по две детали 24 и 26 и по одной детали 25, 27 и 2В. На одной детали 24 с помощью измерителя прочертите сплошные глубокие риски в местах, указанных на рисунке. В крайних точках просверлите отверстия диаметром 1 мм.
Возьмите 12 кусочков медной проволоки длиной 20—25 см и диаметром 0,5 мм. У каждой проволоки зачистите от изоляции один конец. Кусочки проволоки плотно уложите в риски, а концы проволоки проденьте в отверстия. Проволока должна выступать над поверхностью фанеры. С тыльной стороны детали 24 концы каждого зачищенного куска проволоки соедините между собой и пропаяйте. Концы проволок оставьте с запасом на дальнейший монтаж. В места, обозначенные кружочками, вбейте маленькие гвозди. Шляпки у гвоздей откусите кусачками.

Из катушек сделайте две ручки переключателя (рис. 34). В ручку вставьте на клею кусок цветного карандаша без графита. Из латунной полоски толщиной 0,5 мм вырежьте четыре контактные пластины (рис. 35) и просверлите в них отверстия. Отверстия раззенкуйте. Придайте пластинам форму, которая указана на рисунке 36. Контактные пластины с помощью клея БФ-2 и мелких гвоздей укрепите на ручках переключателя так, чтобы обе пластины не касались друг друга (рис. 36). Шляпки гвоздей сравняйте с общей поверхностью пластин. От втулки этой же катушки отрежьте две шайбы (рис. 37). Укрепите оба переключателя винтами. Винты пропустите в центральные отверстия детали 24. Заверните каждый винт двумя гайками. Контактные пластины должны плотно входить по выступающим участкам проволоки (рис. 39). В левое отверстие детали 25 проденьте мягкий шнур из трех проводов длиной 150 см. Этот шнур пойдет к светофору. В правое отверстие детали 25 проденьте шнур из двух проводов длиной 100 см — с его помощью будете подключать пульт управления к контактной сети дороги. Из латунной полоски сечением 0,5 мм сделайте шесть зажимов (рис. 3В). Прежде чем окончательно склеить коробку пульта управления, произведите электромонтаж по схеме, которая изображена на рисунке 45. К концам проводов, идущих от батарей к контактной сети, припаяйте зажимы. Теперь можно приступать к склейке. Сначала соедините обе детали 24 (верх и дно) с деталью 25. С боков вставьте две детали 26. В отверстие 1 детали 27 (крышка) вклейте ручку — деталь 28. Крышка коробки не приклеивается, она должна быть съемной.

СВЕТОФОР
Это существенная часть нашей модели — он управляет движением состава. Поговорим, как его сделать. Из четырехмиллиметровой фанеры выпилите детали 29 и 30. Снимите фаску по внешней тонкой линии. Из катушек от ниток № 10 сделайте нижнюю часть стойки светофора (рис. 40) и семь трубочек из ее обечаек (рис. 41). В нижней части стойки просверлите отверстие диаметром 4 мм и приклейте ее к центру детали 29 по внутренней тонкой линии, укрепив двумя гвоздиками. В отверстие детали 40 проденьте провод, который идет от пульта управления. Стойку светофора составьте из трубочек. Их надо скрепить между собой кусками цветных карандашей без графита (рис. 42). Расщепите карандаш на две половинки, а затем склейте. В верхней трубочке оставьте место для шипа детали 30. Для верхней части светофора сделайте из катушек две розетки (рис. 43). Внутренний диаметр розеток расширьте с помощью круглого напильника. С нижней стороны проделайте трехгранным напильником канавки, как показано на рисунке 39.

Подготовьте два патрона от лампочки для карманного фонаря. Отделите каждый патрон от его нижней части — стойки и контакта. К корпусу патрона припаяйте по куску тонкой изолированной проволоки. Из латунной полоски сечением 0,5 мм вырежьте контактную пластину (рис. 41). Вставьте патроны в розетки. Розетки прикрепите к детали 30 по тонким линиям. Провода, идущие от патронов, уложите в проделанные канавки розеток и направьте вниз. В патроны вставьте винты с фибровыми кружочжами (см. рис. 39). Винты пропустите через круглые отверстия детали 30. С тыльной стороны детали 30 на концы винтов наденьте контактную пластину. После этого наверните на винты гайки (рис. 39). К контактной пластине припаяйте тонкую изолированную проволоку. В патроны вверните две лампочки, предварительно покрасив их в зеленый и красный цвета.

Осталось собрать все вместе. Провода, идущие от лампочек, пропустите через стойку и соедините их с концами проводов шнура у основания светофора, как показано на схеме. Места соединений пропаяйте и изолируйте. Верхнюю часть светофора вставьте шипом детали 30 в стойку. Стойку укрепите на основании, и светофор готов.

УПРАВЛЕНИЕ МОДЕЛЬЮ
Вставьте в правую половину коробки пульта управления батарейку для питания лампочек светофора. Подключите к батарейке соответствующие зажимы. В левой части коробки подключите к зажимам вторую батарейку — силовую, которая через контактную сеть будет питать двигатели поезда. Еще лучше вместо батарейки использовать стабилизатор, так как батарейки быстро «садятся».

Проверьте работу всех узлов модели. Переключатель, расположенный слева, управляет движением поезда. Правый переключатель управляет работой светофора. На электрической схеме (рис. 45) положение обоих переключателей показывает, что поезд и светофор выключены. Если повернуть правый переключатель влево так, чтобы контактные пластины соединили между собой две пары проволочных участков, загорится красная лампочка светофора. При этом положении левый переключатель остается выключенным, и поезд пустить невозможно. Если правый переключатель повернуть влево до отказа, загорится зеленая лампочка светофора. Повернув левый переключатель влево или вправо, можно пустить поезд в ту или другую сторону. Если во время движения поезда включить красный свет, поезд остановится.

В. АЛЕШКИН. Прил. Журнала Юный техник №9-87.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: