Электрический омнибус “Дукс”

3 Май 2011
By

Пассажирские автобусы колесят по дорогам нашей страны уже более ста лет. А как возникло само слово «автобус»? Название этого распространенного в наши дни общественного транспорта образовалось… в результате языковой путаницы. Экипажи, перевозившие несколько десятков человек по определенному маршруту, были известны еще в середине позапрошлого столетия как «омнибусы». Это латинское слово означает «всеобщий», «для всех». Первые омнибусы использовали конную тягу и большой скоростью не отличались. На рубеже XIX и XX веков эти кареты начали применять силу различных механизмов, превратившись в «самодвижущиеся». А к слову «омнибус» прибавилась приставка «авто» (от греческого «аутос» — «сам»). Но очень скоро длинная грамматическая конструкция «автоомнибус» в разговорной речи преобразовалась в привычный всем ныне «автобус». На Западе же в упрощении пошли еще дальше, откинув за ненадобностью и приставку, так получился английский «bus».

 

 

Стоит сказать, что автобус в России еще какое-то время называли по привычке омнибусом, хотя этим архаичным термином уже в первых годах прошлого века стали обозначать одно из самых удобных, экономичных и экологически чистых средств передвижения. Как это ни странно, но в нашей стране в те годы уделяли проблемам окружающей среды куда больше внимания, чем сегодня. На смену оснащенным паровыми двигателями омнибусам очень скоро пришли электромобили.

 

 

Первые отечественные экипажи на электрической тяге появились во многом благодаря таланту выдающегося петербургского изобретателя Ипполита Романова. В последнем году XIX века по его чертежам были созданы первые образцы общественного транспорта на электротяге: двухместная и четырехместная самодвижущаяся карета, а также 17- и 24-местный омнибусы.

 

В этих машинах были воплощены многие новейшие достижения того времени. Достаточно сказать, что скорость экипажей регулировалась от 1,5 до 35 км/ч электромеханическим 9-ступенчатым контроллером, а для замедления и остановки применялись электрические и механические тормоза.
Силовая установка размещалась под салоном, что должно было свидетельствовать о ее бесшумности. Для электромобилей Романова была создана уникальная схема: ведущими являлись передние колеса с независимыми цепными передачами от двух электромоторов. Задние же колеса были диаметром меньше передних и служили, в том числе, для управления экипажем.

 

Большой проблемой для того времени были аккумуляторные батареи. Громоздкие и тяжелые, они занимали много места. Поэтому одной из главных технических задач было снижение массы самого электромобиля и увеличение его полезного объема. Романов нашел решение: применить аккумуляторы не с вертикальными, а с горизонтальными пластинами, масса которых была в итоге снижена вдвое. А электродвигатель конструкции Романова мощностью в 4,4 кВт, или 6 л. с., развивал скорость 1800 об/мин. Для облегчения кузова Романов приду Омнибус Романова был рассчитан на пятнадцать сидячих и два стоячих места. Аккумуляторы из 44 батарей размещались в задней части кузова, в 8 ящиках. Заряда батарей хватало примерно на 60 км при средней скорости 10—15 км/ч. У омнибуса была также возможность движения задним ходом.

 

К сожалению, идея Романова создать в Петербурге регулярные омнибусные маршруты не нашла понимания у городских властей. А вот в Москве подобный проект удалось все же осуществить в 1902 — 1903 годах.

 

Первые столичные омнибусы были выпущены на московском велосипедном заводе «Дукс». Эти экипажи на электрической тяге предназначались сперва для доставки постояльцев гостиниц на вокзалы и, в отличие от аналогичных машин Романова, были оснащены рулевым колесом.
Компания «Дукс», основанная в 1893 году коммерсантом, инженером и спортсменом Юлием Меллером, начинала с выпуска велосипедов. Несколько дорожных и гоночных моделей, выпущенных фирмой, были удостоены в 1896 году наград Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде. Впервые в России «Дукс» разработал и приступил к выпуску в 1900 году первых отечественных военных велосипедов, которыми были снабжены специальные «самокатные» подразделения Российской армии.

 

К числу разработок компании нужно отнести такие технические диковины, как, например, первый в России автомобиль для движения по железным дорогам, некая усовершенствованная мотодрезина. На построенных «Дуксом» аэропланах типа «Фарман» известный русский пилот Сергей Уточкин установил в 1910 году в Москве несколько абсолютных рекордов того времени, в том числе на продолжительность и высоту полета. А на дуксовском аэроплане «Ньюпорт» штабс-капитан Петр Нестеров в 1913 году впервые в мире выполнил свою знаменитую «петлю». Всего до революции компания выпустила 22 типа самолетов, в том числе гидропланов.

 

В 1903 году компания реализовала проект по эксплуатации «гостиничных» омнибусных маршрутов, по которым курсировали несколько созданных конструкторами «Дукс» десятиместных экипажей на электрической тяге. Предлагаем вам собрать модель такого омнибуса для «Музея на столе». Приготовьте инструменты: клей ПВА, резак, ножницы, медную проволоку диаметром 1 мм или скрепки, а также спички. Вырежьте площадку 1 по контуру, наклейте ее на тонкий картон толщиной 0, 5 мм. Учтите ширину клапанов Б, которые на картоне не повторяются. Заготовку положите на сутки под пресс.

 

Аналогично изготавливаются и стенки салона 2, 3, 4, 5. Обратите внимание, что после высыхания заднюю стенку необходимо будет отогнуть. Для этого по линии А сделайте надрез в форме «ласточкиного хвоста» ( рис.1) Наклейте на них боковые оконные рамы 24.

 

Картонные шаблоны стенок салона должны быть короче самих стенок на ширину клапанов Б, передней 4 и задней 5 стенок. Размеры даны на чертежах.
Соберите салон и вклейте в него продольное ребро жесткости 6. Прежде чем вклеивать крышу 7, изогните заготовку по форме (рис. 2). При вклеивании отогните клапаны вверх. Приклейте сперва одну сторону, затем смажьте клеем дуги передней и задней стенок, а также ребро 6. Придержите руками конструкцию, пока клей не высохнет, и приклейте клапан противоположной стороны.

 

Приклейте по контуру ребро 8 к нижней площадке 1, затем защитную стенку 9 и правую лесенку для пассажиров 10. Приклейте пол кабины 11. Соберите место для водителя 12 и приклейте его по разметкам на полу. Предварительно изготовленное из проволоки ограждение 30 установите по верхней кромке водительского сиденья.

 

Соберите и приклейте защитную планку 13 и фонари 14. Снизу приклейте моторный отсек 15, а к нему с боков — защитные кожухи малых ведущих звездочек 16. Большие звездочки выполнены в виде шайб 26, 27, приклеенных внутри к задним колесам (рис.2).

 

Перед началом сборки колес вырежьте боковины 17. Резаком аккуратно прорежьте незакрашенные секторы между спицами. Из картона или ватмана вырежьте средние (внутренние) кольца 18 (рис.2), соберите их в блок, склейте и положите под пресс. Толщина такого блока должна лежать в пределах 1,5 — 2 мм. С внутренней стороны к спицам приклейте отрезки спичек 19 длиной 9,5 мм так, чтобы в центре осталось отверстие для оси диаметром 2,5 мм. Снаружи и внутри колеса в центре наклейте несколько кружков 26 чтобы образовалась некоторая толщина наподобие ступицы.
Оси изготовьте из деревянных круглых палочек диаметром 2,5 мм и длиной 68 мм.

 

Использовав стержни 29, склейте рессоры 20. Для жесткости вклейте в центр рессоры вставку. К рессорам при помощи консоли 21 приклейте втулки 22 для осей. Сами втулки изготовьте, наматывая полоски бумаги с клеем на гвоздь или стержень диаметром 3 мм.

 

С. НИКИШОВ. Журнал Левша №10-05г.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: