Парусник Галион

6 Июнь 2011
By

Это был типичный военный корабль XVI века. Галионы составляли основу испанского и португальского флотов. Позднее они были приняты на вооружение и другими странами Европы. Итак, предлагаем построить в масштабе 1:100 модель галиона. Прототипом для нее послужил известный английский корабль «Голден Хинд» («Золотая лань»).

Как всегда, начнем с подготовки материалов. Для деталей 28, 30, 34, 39 нужен картон толщиной 2 мм, для деталей 5, 11. 16—18, 21, 40—51 — толщиной 1 мм, для деталей 15, 26, 27, 31, 35—38, 52 — толщиной тоньше 1 мм, а вот для деталей 19, 22 используйте плотную бумагу.

Через копирку переведите на подобранный материал чертежи выкроек деталей и вырежьте заготовки. (Буква В обозначает вырез.) Правильность бортов проверьте, сложив вместе правую и левую части. Места сгибов слегка надрежьте ножом. Палубы и переборки 27, 31, 35—38 разлинуйте под дощатый настил. Делать это удобнее всего острым твердым карандашом. Палубы покрасьте акварельными красками под естественный цвет древесины. Еще лучше, если вы подберете подходящую по цвету бумагу. Заранее фломастерами нарисуйте на заготовках двери, окна. Платформу гальюна 26 и люки 28, 30, 34 расчертите под решетку. Крышки пушечных портов 20 покрасьте в черный цвет. Имейте в виду, что корпус галиона с наружной стороны — коричневый, с внутренней — красный, пояса усиленной обшивки 17 — темно-коричневые, галерея 15 — голубая.

В старинных судах кницы служили для поддерживания и более прочного соединения различных частей корабля. Делали их из развилок и изогнутых частей дерева. В нашей модели кницы поддерживают галерею, крамболы, гакаборт, балюстраду на носовой надстройке. На рисунках они обозначены буквой К. Эти несложные детали рассчитайте самостоятельно и вырежьте из миллиметрового картона.

И еще один совет. Якорные клюзы 24 проделайте шилом после сборки корпуса, а пазы для галереи вырежьте, когда будете устанавливать борта.
Приступая к сборке, помните правило: прежде чем окончательно установить деталь, проверьте ее по месту. Сборку начинайте с каркаса. На килевой рамке 39 укрепите шпангоуты и транец (детали 40, 42—51). Затем установите полуплоскости ватерлинии 41, палубы 31, 27, 35—38, платформу гальюна 26 и транцевую корму 52.

Пока сохнет каркас, займитесь бортами 22. Лепестки бортовых заготовок склейте встык — кромка к кромке. Проще всего это сделать, если наклеить с внутренней стороны узкие (ширина 2—3 мм) полоски тонкой бумаги.
Закрепляя борта на каркасе, добейтесь, чтобы между ними и килевой рамкой не было зазоров. Как только обшивка приклеится, обрежьте выступающие за транец части.

Потом склейте галерею 15 и вставьте ее в кормовые прорези. На кромки бортов, балюстрады и галереи наложите планширь 55 — тонкие картонные полоски шириной 2 мм.

 

Теперь о мелких деталях модели.
Крамбол 23 служит для подъема якоря. Делается он так. Шилом проткните чуть ниже палубы носовой надстройки отверстия и вставьте в них на клею обрезки спичек, окрашенные в черный цвет. Длина выступающей части — 10 мм. Снизу крамбол будет поддерживаться кницей.
Крышки орудийных портов 20 установите одинаково и в сгибах закрепите клеем. Затем соберите пушки 32. Стволы и колеса сделайте из хлорвиниловых трубок от электропроводов, лафеты — из картона и реек. Стволы покрасьте в бронзовый цвет, лафеты — в коричневый. На главной палубе обычно ставились тяжелые орудия, на надстройках — легкие.

Для крепления снастей бегучего такелажа на парусных судах устанавливались кофель-нагельные планки. Они представляют собой толстые горизонтальные доски с отверстиями. Укреплялись планки с внутренней стороны фальшборта или на стойках у основания мачт. В отверстия вставлялись нагели — деревянные или металлические стержни, к которым привязывались концы снастей.

Бортовые нагельные планки вырежьте из плотного картона или из фанеры. Ширина планок — 2 мм, толщина — 0,5—1 мм. На планках сделайте ножом засечки для крепления концов ниток при установке такелажа. Готовые планки приклейте к фальшборту. У мачт 25, 33 нагельные планки уложите горизонтально на стойки, сделанные из спичек. (Они вставлены на клею в отверстия, проколотые в палубе шилом.) Высота стоек 8 мм. Якорный канат на судах того времени крепился якорным битенгом — устройством, собранным из двух мощных вертикальных столбов и поперечного бруса. Якорный битенг соберите по рисунку 53 из спичек и картона и укрепите под носовой надстройкой на главной палубе. После этого установите люки 28, 30, 34 и трапы 19, 54. Трапы 54, ведущие с главной палубы на носовую надстройку, сделайте так. На плоскую рейку сечением 5X2 мм намотайте тонкую мягкую проволоку диаметром примерно 0,3 мм. Затем снимите получившуюся спираль и, вставив внутрь полоску плотной бумаги, приклейте ее к фальшборту.

Теперь займемся мачтами. Грот- и фокмачты (детали 4, 8 ) состоят каждая из двух частей. Нижняя так и называется нижней мачтой, верхняя — стеньгой. Длина нижней грот-мачты — 120 мм, грот-стеньги — 70 мм, нижней фок-мачты — 100 мм, фор-стеньги — 60 мм. Длина бизань-мачты 13 — 85 мм, бушприта 2 — 105 мм. Нижние мачты и стеньги имеют конусообразную форму: нижние концы более толстые, верхние — более тонкие. Сделайте мачты из дерева.
Сначала установите нижнюю грот-мачту, потом нижнюю фок-мачту, бизань-мачту, бушприт. Угол наклона бушприта к горизонтальной плоскости на старинных кораблях составлял приблизительно 36°. Укрепив мачты, наклейте на борта бархоуты 17 — пояса усиленной обшивки (тонкий картон). Ширина трех нижних бархоутов 2 мм, верхних (они находятся на надстройках) — 1 мм. Первый и четвертый (если считать снизу) бархоуты пока не приклеивайте, это лучше сделать позже — при проводке вант.

На бархоуты установите руслени 16, 18, 21. Их места обозначены на бортовых заготовках. Потом соберите марсы 5, 11. На марсах не забудьте сделать в указанных местах засечки для вант. Теперь снова вернемся к мачтам. На странице 11 показаны способы проводки такелажа, изготовление блоков и крепление ниток с использованием колец, изготовленных из хлорвиниловой оболочки от электропроводов. Для крепления ниток к мачте применяйте мягкую эластичную изоляцию, для изготовления юферсов и блоков — жесткую, толстостенную. Буквенные обозначения на рисунках и чертежах помогут вам выбрать соответствующий способ применения колец.

Для удержания мачт и стеньг на парусниках используются тросы — ванты. Для них вам понадобятся толстые черные нитки № 10. Ванты оснастите юферсами, как показано на рисунке Д. Поясним, как устанавливаются ванты. например, на грот-мачте. Начнем с нижних вант 12.
Верхние концы вант правого и левого бортов проденьте в хлорвиниловую трубку и насадите ее на нижнюю грот-мачту с таким расчетом, чтобы на верхнем конце мачты осталось достаточно места для закрепления марса и стеньги (рис. Е). Наложите ванты на руслени в обозначенных на чертежах местах и закрепите клеем. Нижние концы вант закрепите на клею полоской тонкого картона. Когда клей высохнет, подтяните за верхний конец каждую нитку и отрегулируйте натяжение. Лишние концы ниток, свисающие под бархоутом, обрежьте. На мачту насадите на клею марс 11. Присоедините стеньгу. Места соприкосновения деталей друг с другом промажьте клеем. Верхние концы ниток (по 3 с каждого борта) пропустите между вантами, потом просуньте их под бортик марса и заправьте в засечки на марсовой площадке. Места соединения смажьте клеем. На нитках закрепите кольца-юферсы. Дальше устанавливайте верхние венты 10 по чертежу. Свободными концами от нижних вант привяжите к мачте рей с парусом. В такой же последовательности устанавливаются ванты других мачт.

Для веревочных ступеней (выбленок) возьмите тонкие нитки № 40. Нанося клей на ванты, положите их на равном расстоянии друг от друга и после полного высыхания клея обрежьте лезвием бритвы лишние концы ниток.

Осталось установить паруса и флаги. Сделать их можно из ткани или бумаги. Названия и размеры парусов: парус для бушприта — блинд 1, 60 X 33 мм; нижний парус на фок-мачте — фок 3, 80 X 50 мм; верхний парус на фок-мачте — фор-марсель 6, высота 55 мм, ширина по верхней шкаторине 40 мм; нижний парус на грот-мачте — грот 7, 110 X 5 мм; верхний парус на грот-мачте — грот-марсель 9, высота 55 мм, ширина по верхней шкаторине 55 мм; парус на бизань-мачте — бизань 14, ширина 80 мм, высота по задней шкаторине 70 мм, по передней — 13 мм. Размеры флагов: на фок-мачте — 24 X 16 мм, на грот-мачте — 30 X 20 мм, на бизань-мачте — 18 X 15 мм.

Реи сделайте из тонких реек. Толщина их в средней части должна быть тоньше той части мачты, к которой они привязываются. Реи прямых парусов утоньшаются от середины к концам. Рей бизани — бизань-рей утоньшается от нижнего конца к верхнему. Длина реев зависит от размеров паруса: концы реев должны выходить за пределы парусов приблизительно на 5 мм.

Паруса прикрепите к реям нитками. Руководствуясь рисунками, подвесьте паруса на мачты, не забудьте оставить места для крепления флагштоков. Сделайте из проволоки флагштоки и прикрепите к ним флаги. Чтобы флаг не соскакивал, промажьте флагшток клеем. Используя кольца, закрепите флаги на мачтах.

И наконец, о якоре 29. Его можно сделать из пенопласта, проволоки, спичек, полистирола и других материалов. Веретено якоря покрасьте в черный цвет.

В. ЛУЦНЕВИЧ, учитель Рисунки автора. Прил. Журнала Юный техник №11-82г.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: