Канонерская лодка

8 Июнь 2011
By

Происходят эти суда от больших корабельных шлюпок, что размещались в XVII веке на борту больших океанских судов под названием баркасы. Впоследствии канонерскими лодками на флоте стали называть небольшие корабли прибрежного плавания, вооруженные крупнокалиберными орудиями.
На рубеже XVII — XVIII веков французские моряки стали использовать разновидность баркасов — большие открытые двухмачтовые боты — для подвоза тяжелых грузов к стоящим на открытых рейдах морским кораблям. А в военное время их перестраивали в легкие артиллерийские суда. Для этого корпус укрепляли металлическими кницами, а на носовой палубе устанавливали морскую пушку крупного калибра. Новый тип судна назвали канонерской лодкой (от французского слова «канноне» «пушка»).

Характерной особенностью этих судов были большие треугольные паруса, крепящиеся на длинных наклонных реях. При слабом ветре для улучшения маневренности поднимали большой кливер. В бою предпочитали двигаться на веслах, каждым из которых гребли два матроса.
Канонерские лодки имели парусное вооружение основной площади 148 м², «штормовое» парусное оснащение занимало 60 м². Суда развивали скорость под парусами до 8 узлов (14,8 км/ч), а на веслах — 5 — 6 узлов. Во время же длительных переходов скорость составляла не более 3 узлов (1 узел равен 1 морской миле — 1852 м — в час).

 

В качестве орудий применяли пушки весом около двух тонн. Боеприпасами к ним служили сплошные ядра весом около 8 кг каждое, а также «виноградная» картечь и «книпели» — снаряды, состоявшие из двух полуядер, соединенных железной раздвижной штангой. Личное оружие экипажа состояло из пик, шпаг, абордажных сабель и топоров, а также мушкетов и пистолетов, сначала с фитильным, а позже — с кремниевым замком.

 

«Небольшие, маневренные, способные незаметно подобраться к противнику, эти суда, тем не менее, обладают значительной боевой мощью и, будучи использованы в большом количестве, могут нанести поражение даже крупным военным кораблям, особенно, если застигнут их у берега стоящими на якорях» — так писал о канонерских лодках шведский морской офицер, участник Северной войны 1700 — 1721 годов. Канонерские лодки на вооружении флотов были не редкостью для многих европейских держав в XVII веке. Использовали их, как правило, для охраны побережий и войны в шхерах.

 

Чтобы построить модель, вам потребуется картон толщиной 1 мм и 0,5 мм, чертежный ватман, деревянные рейки, медная проволока диаметром 1 мм, цветная бумага, хлопчатобумажная белая ткань для парусов, модельные краски и некоторые другие материалы.

 

Из инструментов приготовьте ножницы, нож-резак, шило диаметром 1 и 3 мм, плоский напильник с крупной насечкой, дрель с набором сверл диаметром от 1 до 1,5 мм, ножовку по металлу, слесарные тиски. Потребуются шлифовальная шкурка и «булавки с ушками» (английские булавки), а также деревянные палочки различной длины и сечений.

 

Порядок деталей под номерами с 1 по 11 соответствует их положению (начиная с носа) на килевой рамке 12. Кроме этих компонентов каркас модели составляют также детали 13, 13*, 14 и 14*, главная палуба 15, палуба юта 16, носовая полупалуба 17, переборка 18, транец 46 и переборка 48. Все эти детали переведите на картон толщиной 1 мм, а к деталям 18, 46 и 48 дополнительно приклейте цветную плоскость, закрывающую часть площади каждой детали.

 

Состыкуйте части детали 12 в единое целое и сделайте для нее из 1-мм картона симметричную копию 12*. Получившиеся килевые рамки склейте между собой через картонную прокладку так, чтобы общая толщина пакета равнялась 4 мм. Положите получившуюся заготовку под пресс до полного высыхания.
Установите «килевую рамку» в прорезь главной палубы, совместив разметочные линии на ней с разметкой изнанки на черно-белом рисунке. Приклейте шпангоуты с 1 по 11, а также их копии для левого борта, полупалубу 17, переборки 18 и 48, палубу юта 16, а также транец. Установите его на ахтерштевне согласно разметке. Промажьте небольшим количеством клея все швы между элементами конструкции. Не забудьте, что шпангоут 10 является «разрезным» — его верхнюю часть 20 установите согласно разметке на главной палубе, ориентируясь на ее край и край палубы юта. Перед склейкой вставьте под отверстие люка в палубе юта деталь 26, собрав ее на клею в коробчатую конструкцию темной стороной внутрь.

 

Проделайте все отверстия в деталях до начала их монтажа с основной конструкцией модели. Вырежьте из цветной вкладки развертку кур-шеи — продольного помоста по центру судна -27 и с помощью клеящего карандаша соедините ее с ватманом. Между носовой полупалубой и перегородкой 22 установите склеенную в короб поперечную балку 23. Собранную куршею приклейте по месту на главной палубе. При установке планширя — изогнутой доски, идущей поверх шпангоутов — изготовьте в увеличенном масштабе бумажный шаблон для проверки правильности склейки носовой и кормовой частей.

 

Вырежьте из цветной вкладки детали 25, 25*, 28, 28*. Расположите детали планшира вдоль условной линии борта и склейте их попарно: носовые части — к кормовым. Подклейте их на картон толщиной 1 мм. Приклейте планширь правого и левого бортов на верхние концы шпангоутов, концы же планширя склейте с транцем, соединив их встык посередине на линии симметрии детали к перегородке в носовой части судна. Ширина планширя равна ширине верхних концов шпангоутов, поэтому старайтесь, чтобы деталь легла ровно.

 

Вставьте отрезки спичек в отверстия по краю главной палубы. Чтобы точнее закрепить необходимый профиль верхней части борта, подвигайте их вверх-вниз. Помните: в кормовой части изгиб планширя задается деталями 24 и 24*. Установите их, слегка изогнув, таким образом, чтобы на планшире не образовалось углов. После подгонки высоты спичек приклейте их к планширю и палубе. После этого окончательно подкорректируйте изгиб борта.

 

Приклейте листы обшивки наружной (они расположены в порядке расположения букв русского алфавита) к внутренней обшивке фальшборта 29 и 29*. Границы каждого последующего листа обозначены на предыдущем. Не забудьте, что параметры обшивки даны со значительными припусками для корректировки их положения. Старайтесь не деформировать борт при склейке.

 

Далее установите корпус модели на подставку, изготовленную из деталей 42, 43, 44 и 45. Вставьте между куршеей и бортами скамейки-банки — сиденья для гребцов — и подножки для упора ног под небольшим углом, как показано на рисунке. Предварительно изготовьте из деревянных палочек квадратного сечения (2×2 мм) брусья, на которые установите банки и подножки. Длину заготовок возьмите несколько большую, чем соответствующее расстояние между отверстиями в бортах и куршее, в которых будет закреплена деталь. Пропустите ее в отверстия в куршее, а также внутренней обшивке фальшборта и закрепите небольшим количеством клея ПВА.

 

На брусья приклейте банки 30, подогнав их по месту. После установки всех банок и подножек оснастите модель остальными корпусными деталями и оборудованием. Сначала приклейте к наружной обшивке бортов детали 31 и 32, а также 33 и 34 (так называемые бархоуты — пояса усиленной обшивки), составив их из соответствующих, ориентированных по направлению «нос — корма», отрезков. Между бархоутами разметьте места для установки весельных портов 35. Используйте для этой операции шаблон. Подкорректируйте положение деталей относительно реального расположения банок.

 

В дополнение к шаблону изготовьте одно весло из деревянной палочки длиной 143 мм и диаметром 3 мм с лопастью 37: это позволит сделать склейку точнее. Полезно также изготовить из картона или ватмана фигурку человека в масштабе модели. Сидящий на банке гребец (спиной к носовой части модели судна) должен упираться ногами в подножку и свободно удерживать руками рукоять весла в положении, перпендикулярном линии борта.

 

В бортовой обшивке между бархоутами прорежьте резаком квадратные отверстия под деталь 35, а аналогичные 36 и 36* вклейте в соответствующие прорези во внутренней обшивке фальшборта. Через наклонно проколотые шилом в этих деталях отверстия пропустите остальные весла, изготовленные по веслу-шаблону. Окрасьте их в черный или красный цвет (можно чередовать черные и красные весла). После подгонки положения весел закрепите их небольшим количеством клея, используя фигурку гребца как шаблон для более точной установки (не забывайте, что одним веслом гребли два человека). Весла расположите под некоторым углом к ватерлинии. На старинных парусниках она часто никак не обозначалась, но, возможно, она располагается приблизительно на уровне палубы, «под ногами» гребцов — на 5 — 7 мм ниже условной поверхности воды.

 

Установите на куршею предварительно собранное орудие, а на кормовую угловую банку — деталь 38; на раме люка в палубе юта расположите деталь 39, а также 40 и 41 на крышке и петлях. Приклейте полоску бумаги, имитирующую решетчатый люк на куршее, как показано на рисунке, прикрепите также руль с румпелем, кат-балки, якоря и другие мелочи. При изготовлении этих деталей можно использовать подручные материалы — проволоку, булавки, пластик, спички.
На заключительном этапе работы необходимо по рисункам и чертежам изготовить и установить рангоут, стоячий такелаж. Паруса подвяжите к реям, затем — флаги и вымпелы. В завершение работы можно установить на палубе модели фигурку солдатика в масштабе 1:45, одетого в форму одной из европейских армий XVII века.

 

 

 

 

В. СОЗИНОВ. Журнал левша №11-05г.

Tags:

One Response to Канонерская лодка

  1. Sergei on 8 Июнь 2011 at 20:52

    раздел по теме:

    музей на столе – http://igrushka.kz/katnew/museumkat2.php

Оставить комментарий


Ссылки: