Вертолет с винтом, но без мотора

9 Июнь 2011
By

Подъемную силу этой модели создает свободно вращающийся винт, поэтому она поднимается в воздух, как автожир. Вертолеты, как известно, имеют различное количество подъемных винтов, но все же чаще встречаются с одним или реже с двумя, соосно расположенными. Два вращающихся винта на оси необходимы, чтобы устранить крутящий момент фюзеляжа. Такие вертолеты у нас в стране, в основном, выпускает КБ Камова. А всем известные милевские вертолеты с одним подъемным винтом гасят крутящий момент маленьким хвостовым винтом, закрепленным вертикально.

В нашей модели из-за отсутствия двигателя крутящие моменты не возникают, поэтому для полета достаточно подъемного винта. И все же для большей достоверности вы можете сами выбрать любой вариант вертолета и установить тот или иной дополнительный винт. Если поставите соосный — он добавит подъемной силы, но летные показатели все же ухудшатся, так как добавится лишний вес. А если установить хвостовой винт, то летные качества снизятся, но, при удачной балансировке, незначительно.

Основа модели как для камовского, так и для милевского вертолета состоит из подъемного винта, ступицы, фюзеляжа и леера. Затем вы по своему усмотрению можете доработать конструкцию. На рисунках 3, 4, 5, 7 показаны составные элементы несущего винта. Самыми трудоемкими деталями являются лопасти (рис. 5). Они несут большие динамические нагрузки и поэтому должны быть прочными, но в то же время легкими. Их лучше всего изготовить из жесткого уплотненного пенопласта. На одном подъемном винте всего лопастей четыре, и они имеют в своем сечении особую обтекаемую форму, поэтому для контроля этого сечения по всей длине лопасти сделайте проверочный шаблон из упругого листового пластика толщиной 1 мм. Лопасти имеют прямоугольный вид в плане, с соотношением сторон 1/10. Такая форма лопасти позволяет добиться одинакового сечения по всей ее длине в 400 мм. Для контроля при этом потребуется всего один постоянный шаблон.

 

Вырезанные заготовки лопастей обработайте сначала острым ножом, а затем доведите рашпилем до необходимой формы. Самую точную конфигурацию сечений вы получите при обработке лопастей абразивной шкуркой, часто контролируя сечение шаблоном. Лопасти модели соединяются между собой металлической пластиной крестовины (рис. 4). Ее лучше вырезать из листового алюминия толщиной 0,7 — 1 мм.

 

При изготовлении пластины особое внимание уделите тщательному измерению. Деталь должна быть строго симметричной по всем четырем сторонам. После того как вырезается основная форма, следует обточить ее надфилем от заусенцев и подготовить каждый выступ под одинаковые размеры относительно центра. Измерение производится штангенциркулем от центра пластины до каждой выемки и выступа с точностью до десятой доли миллиметра. Шипы пластины отогните под прямым углом. Отложите готовые к сборке лопасти и пластины и переходите к изготовлению деревянной крестовины (рис. 3). Она несложная и подробного объяснения не требует.

 

После того как две ее детали будут готовы, их следует соединить между собой на клею и дать хорошо высохнуть. Затем подготовьте втулку, которую легко сделать из кусочка жести или алюминия. Вырезанную полоску согните трубочкой с внешним диаметром 4 мм. Длина трубочки должна быть на 1 мм больше толщины деревянной крестовины. В долевом шве втулки оставьте зазор 0,3 — 0,5 мм. Отверстие в центре крестовины имеет диаметр 4 мм. С двух сторон отверстия следует сделать неглубокие зенковки. Вставьте в отверстие изготовленную втулку, оставив с каждой стороны выступающие торцы 0,5 мм, и развальцуйте их.
Следующий этап сборки винта — соединение крестовины с пластиной (рис. 4, 7). В центре пластины просверлите отверстие диаметром 3 мм. Обе детали посадите на ось диаметром 3 мм, промажьте сопрягаемые плоскости клеем «Момент», установите крестовину с осевыми линиями пластины и дайте просохнуть. После сушки просверлите отверстия диаметром 1 мм на каждой стороне крестовины и скрепите скобами, как показано на рисунке.

Установка лопастей сводится к тому, что очень аккуратно следует наколоть каждую лопасть на торчащие шипы до полного соприкосновения с пластиной. Затем приподнимите лопасть над плоскостью пластины, промажьте клеем соединяемые поверхности и, окончательно соединив детали, загните торчащие шипы и скрепите лопасть хомутом, как показано на рисунке 7. В заключение сборки винта законтрите крепление пластины к крестовине бандажом, навитым суровой нитью, и пропитайте его клеем «Момент».

 

Для того чтобы вырезать силуэт, нанесите на заготовку из картона сетку с размером ячейки 40 на 40 мм. Переведите рисунок 8 по клеткам и вырежьте деталь ножницами. Таким же образом следует вырезать и боковые стороны фюзеляжа. Они крепятся справа и слева от центральной переборки, образуя объем модели, и стабилизируют ее полет, подобно конструкциям воздушных змеев коробчатого типа. Жесткость и прочность конструкции обеспечивают тонкие рейки. Проще всего их изготовить из палочек от старой вьетнамской циновки. Каркас из реек с картонными силуэтами соединяется на клею, а рейки между собой — при помощи липкой ленты — скотча и бандажей из суровых ниток с клеевой пропиткой (см. рис. 2).

 

Собранный каркас фюзеляжа оклейте тонкой ламинированной цветной бумагой. На верхней части фюзеляжа наклеиваются две накладки из картона и закрепляется ступица винта, изготовленная из деревянного брусочка (см. рис. 6), в котором выбрано и просверлено отверстие для установки оси винта. Ось можно сделать из стальной шпильки диаметром 3 мм. Нарежьте резьбу МЗ длиной 10 мм и согните шпиль под углом 90°, отпилите лишнюю длину, оставив после сгиба примерно 6 — 7 мм.

 

Собранную ступицу закрепите на клею и законтрите проволочной скобкой, аналогично контровке при соединении пластины с крестовиной винта (см. рис. 2). Итак, основные детали вертолета готовы. Закрепите винт на ступице. Проложите между ступицей и крестовиной шайбу, изготовленную из фторопласта внешним диаметром 7 — 8 мм и внутренним — 3 мм.

 

После установки винта следует проложить еще одну фторопластовую шайбу, затем тонкую металлическую и, наконец, завернуть гайку МЗ с небольшим (не более ОД мм) зазором и законтрить второй гайкой МЗ. Для уздечки подойдет суровая нить или рыболовная леска диаметром 0,3 — 0,4 мм. Ниже свяжите концы уздечки в пучок и привяжите леер. Для леера возьмите рыболовную леску диаметром 0,6 — 0,7 мм и длиной не менее 100 м.

 

Во время первых, пробных, запусков понаблюдайте за поведением вертолета в полете. Возможно, придется изменить длину передних уздечек. Они, как правило, определяют угол наклона плоскости вращающегося винта. На небольшой высоте ветер, как правило, неравномерный, порывистый. Вертолет может потерять устойчивость и упасть. Поэтому постарайтесь сразу поднять его как можно быстрее на высоту 40 — 50 м. Если модель из-за слабого ветра на высоте начинает опускаться, подтяните леер рукой вниз или идите против ветра. И последнее, будьте внимательнее при выборе места запуска. Лучше всего для этого подходит открытое место.

 

Ю. Скопкин. Журнал Левша №9-05г.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: