Самодельное кино

16 Июнь 2011
By

Рисованный мультипликационный фильм под силу создать не только коллективу, но даже одному человеку. Ясный и занимательный сценарий — это половина        успеха мультфильма. Начинать работу мы рекомендуем с маленьких и несложных миниатюр, рассчитанных на 30—60 секунд демонстрации на экране. Чтобы хорошо выполнить замысел, научитесь главному — умению «одушевлять» рисунок. Как же к этому приступить? Прежде всего запомните, что при демонстрации фильма перед зрителем в одну секунду проходит 24 кадра. Снимать свои фильмы вы будете по одному кадру, и значит, все расчеты движения рисованных героев также должны исходить из этого количества — 24 кадра в секунду.

Вы нарисовали такую фигурку (рис. 1) в хотите показать прыжок спортсмена с шестом. Допустим, весь прыжок займет около секунды. Теперь постарайтесь передать движение в ряде последовательных рисунков. Для этого вам придется разложить действие на составляющие его отдельные моменты движения — фазы. Есть фазы, определяющие характер и направление движения, и промежуточные, находящиеся между основными. Основные фазы называются компоновками. Компоновки, расположенные в последовательном порядке, дают ясное представление о данном движении. Посмотрите на рисунок 2 — так будет теперь выглядеть прыгающий спортсмен.

Для работы вам понадобятся одинаковые листы бумаги. Сначала нарисуйте компоновки, каждую на отдельном листе. Чтобы рисунки были одинаковы по масштабу, сделайте настольный «просвет» (рис. 3). Это приспособление позволит вам сделать не только основные рисунки, но и промежуточные фазы движения; поможет строго следить за положением рисунков относительно друг друга. Для точной фиксации листов бумаги на просвете делаются металлические штифты. На них надевайте   листы   бумаги с проколотыми   по краям отверстиями.

 

Удобно пользоваться также прямыми углами бумаги. Нарисовав с помощью просвета 1-ю и 9-ю компоновки (см. рис. 2), вы можете сделать среднюю между ними, а именно 5-ю. Наложив лист с № 1 на лист с № 9, зажгите нижний свет. На просвете видны два рисунка. Взяв чистый лист бумаги, пометьте его № 5 и рисуйте промежуточную фазу на основе двух крайних фаз. Она будет средней между № 1 и № 9. Затем, накладывая фазы № 1 и № 5, вы легко сможете сделать среднюю промежуточную № 3. И, наконец, между № 1 и № 3 сделайте недостающую фазу № 2. Выполнив все рисунки, приступайте к съемке. Но предварительно соорудите несложный съемочный станок (рис. 4). На нем вы будете снимать рисованные фильмы, а также плоские шарнирные куклы, то есть плоские марионетки.

 

Создавая сценарий фильма, помните, что движения плоской марионетки ограниченны. Уложенная на заготовку фона, она может передвигаться только параллельно этому фону. Показывать ее вы сможете либо в профиль, либо фронтально. Ограниченность техники требует большой условности и простоты задуманного в сценарии движения героев, острой и выразительной композиции сцены. Техника изготовления марионетки довольно проста. Материалом будут жесть, картон, плотная бумага, проволока, клей БФ-2 к БФ-6; понадобятся также ножницы для жести, паяльник, краски и кисти.

Нарисовав персонаж, переведите на картон, бумагу или жесть те части фигурки, которые должны двигаться: голову, шею, туловище, руки, ноги. Все эти детали вырежьте и соедините между собой тонкой проволокой. Для этого в местах соединения проколите дырочки, сквозь которые проденьте проволоку, а концы ее закрутите спиралькой и заклейте (рис. 5). Такой шарнир обеспечивает марионетке заданное движение. Собрав фигурку, раскрасьте ее или обклейте. Голову марионетки можно делать вставной, это позволит вам менять ее на другие фазы. С обратной стороны плоской марионетки приклейте специальный «карман», в который и положите сменную часть.

 

Каждая сцена фильма, которая «разыгрывается» в определенном месте, требует изготовления соответствующего фона. Размер фона определяется размером съемочного поля для данной сцены. Изготовляя фоны, пользуйтесь различными красками, цветными карандашами, аппликациями.
Наконец марионетки и фон готовы. Теперь приступайте к «одушевлению» и съемке. На мультипликационный станок уложите фон и марионетки, занятые в снимаемой сцене. Установите освещение и аппарат. Старайтесь сохранить постоянство освещения и отношения аппарата к съемочному полю во время «одушевления» и съемки. На основании сценария решайте задачу «одушевления» сцены по всем элементам ее разработки — направлению, времени, темпу, выразительности действия.

 

Передвигая по фазам подвижные конечности марионетки и фиксируя каждую фазу для покадровой съемки, снимайте весь цикл заданного движения. Когда отснимете сцену, уложите на станок новый фон и, если необходимо, новые марионетки. И начинайте «одушевление» следующей сцены. И так — до последнего кадра фильма. Современное киноискусство знакомо и с кукольной мультипликацией. Движение мультипликационной куклы искусственно воссоздается последовательной сменой промежуточных поз этого движения. Кукла должна уметь легко изменять позы и задерживаться в этих позах для покадровой съемки.

Одной из самых доступных и легко выполнимых конструкций здесь является скелет из мягкой проволоки (рис. 6). Чтобы придать фигурке соответствующую форму, проволочную основу обтяните материалом, например, поролоном или губкой. Обклеив ими скелет, подрежьте куклу по форме.

 

Можно использовать и так называемые чашечные шарниры. Посмотрите на рисунок 6. Резинки, скрепляющие отдельные части фигурки, скрыты внутри. Помимо такого рода соединений, в некоторых сочленениях куклы (в локте, в колене) часто используют трехстворчатый шарнир из дерева или комбинации дерева с металлом. Удобен и шарнир в виде крючка. Он обеспечивает кукле довольно значительный диапазон движения.

 

Сделать голову куклы — дело не простое. Можно изготовить постоянно действующие элементы головы персонажа, это позволит воспроизводить по фазам то или иное мимическое выражение. Можно рекомендовать несколько способов крепления элементов головы кукольного персонажа. Почему бы не сделать глаза куклы из обыкновенных шариков, которые прижимаются к своим гнездам с внутренней стороны пружинкой с фетровой прокладкой? В отдельных случаях пружинка может быть заменена кусочком обыкновенной губки. Глаза поворачиваются в гнездах с помощью булавки, для чего в шариках надо сделать незаметные углубления. Нижняя челюсть второй куклы туго крепится на оси. Это обеспечивает ей ограниченное движение вверх и вниз. Нижняя губа третьей куклы представляет собой клинышек, вставленный в соответствующий вырез и прижатый с лицевой стороны жестяной пластинкой.

 

Иногда художник изготовляет ряд сменных фаз отдельных частей головы куклы: рот, глаза, нос и т. д. (рис. 7). Необходимые фазы рта, глаз вырезают из жести или латуни и насаживают на штифт, с помощью которого их укрепляют на голове куклы (для этой цели сверлят специальные отверстия). Латунь обрабатывают по форме, а жесть напаивают до нужной толщины. Последовательно меняя сменные положения рта или глаз при «одушевлении», вы сможете передать различные эмоции персонажа.

 

Подготавливая персонаж к «одушевлению», подумайте, как вам удобнее крепить куклу. Проще, пожалуй, это сделать с помощью металлических штифтов. Просверлите в ступнях фигурки под углом отверстия, строго соответствующие диаметру штифта. Сам штифт может быть изготовлен из проволоки или гвоздя. При «одушевлении» фигурку плотно пригоните штифтами к деревянному основанию декораций в положении нужной фазы. Как практически осуществить «одушевление» куклы? Фиксируя каждую фазу движения персонажа, снимайте кадр за кадром весь цикл заданного движения, следя за драматургическим ходом сцены, количеством отснятых фаз, передвижением куклы на макете.

 

Д. БАБИЧЕНКО.

Рис. А. БАБИЧЕНКО.

Журнал Юный техник №4-65г.

Tags: , , ,

One Response to Самодельное кино

  1. Sergei on 16 Июнь 2011 at 17:48

    Подобная тема обсуждалась в статье “Мультфильм – это интересно” – http://igrushka.kz/vip70/mulint.php

Оставить комментарий


Ссылки: