“Волшебные палочки”

16 Июнь 2011
By

Мне часто вспоминается фантастический рассказ, где детям попадают в руки игрушки, заброшенные на Землю из космоса. Постигнув внутренний смысл непонятных для взрослых «детских безделушек», они находят путь в другое, высшее измерение. В этом рассказе предельно ясно высказана прозорливая мысль об огромных возможностях игрушек, их воздействии на ребенка, помощи в постижении именно непосредственным детским умом сверхзагадочной Вселенной…
Однако к нашим детям попадают игрушки далеко не из космоса.

 

Капризная маленькая женщина -кукла Барби и ее пижонистый друг Кэн сегодня окончательно вытеснили с рынка российскую игрушку. Конечно, советская промышленность, выпускавшая товары для детей, за редким исключением была весьма убогой. Но и освободившись от бестолковых, всегда знающих, что надо и чего нельзя ребенку, чиновников, российское производство детских изделий благодаря реформам вовсе оказалось в дышащем на ладан состоянии.

Вот и выросло у нас уже целое поколение молодых людей, по-мартышечьи повторяющее западные «ужимки и прыжки». Оно и не может быть другим, так как с раннего детства его отрывают от родных отечественных корней западные пришельцы в образе Барби и Кэна, компьютерных монстров…

 

Но чу! Сон ли, явь? Вон на лужайке расселась четверка потешных крыловских музыкантов. Плутовка-лиса обманывает глупую ворону с сыром. За плетнем репка не поддается дедкиному семейству. В окружении зверюшек спешит к своим пациентам добрый доктор Айболит,. Редкостный враль барон Мюнхгаузен представляет результаты утиной охоты. Рыцарь Печального Образа плетется на дряхлом Росинанте на очередной подвиг со своим оруженосцем Сан-чо Пансой…

 

Все эти удивительные игрушки -из конструктора «Волшебные палочки». Причем начальный этап творчества. Сценки из сказочного и литературного мира может воспроизвести из дерева пяти-шести летний ребенок. А овладеть искусством игрушечных дел мастера могут дети с трех лет и увлекаться им до глубокой старости. Такой вот конструктор придумал замечательный художник Иван Истомин.

 

Игра обычно надоедает из-за своей однообразности, — рассказывает Иван Григорьевич. — То же самое происходит и с игрушками, у ребенка не будет к ним продолжительной заинтересованности, если они не воздействуют на его воображение для создания других сцен, где и дальше станут развиваться действия с его участием. Создатели компьютерных игр словно игнорируют этот очевидный момент в психологии ребенка. Взять, к примеру, конструктор датской фирмы «Лего». Квадратики, кубики…но все из мертвой пластмассы. Он увлекает, в плане построения геометрических фигур, а вот сказочного, фантастического либо самим придуманного образа из элементов, «надуманных» электронным мыслителем, создать невозможно.

 

В принципе, если не философствовать лукаво, человек всегда меньше собственной мечты. Это потому, что творение, вбирая в себя мечту, становится больше того, кто его создал. «Волшебные палочки» способны воспроизвести мечту своего создателя, следовательно, они больше чем просто конструктор. Что ни говори, а компьютерные игровые модели шаблонны. Они не помогают воображению детей, а замыкают их мышление на нежизненных, много раз повторяющихся ситуациях, создают лишь видимость творчества, так как не несут в себе воспроизведения образа, сцен с событиями, раскручивающими механизмик фантазии, не дают через воображение проникнуть в мир природы и сблизиться с ней.

 

Однако развитие электроники может заполнить этот пробел. А под натиском западных компьютерных игр, напичканных криминальной героикой, войнами и иными бредовыми кошмарами, причем еще более «усовершенствованными», на смену доброте, душевности придут холодный цинизм и злоба. Не что похожее о писал Рей Брэдбери в рассказе «Вельд», где электронная детская стереокомната вместо того, чтобы помогать врачам и педагогам изучать и, когда надо, исправлять психологию ребенка, избавлять его от разрушительных наклонностей, наоборот, поощряет их. В результате эгоизм и ничем несдерживаемая ненависть настолько овладевают детьми, что они отдают на съедение ожившим компьютерным львам своих родителей. Рассказ мэтра научной фантастики -реальное предостережение создателям сегодняшних компьютерных игр на основе своей беспросветной паранойи. Творческая же мысль автора «Волшебных палочек» обратилась к самой природе, взяв за их основу живой материал – дерево, хранилище времени, событий, порой давно стертых в памяти человека. Оно само раскрывает перед мастером тайны, заложенные в нем природой. Заставляет почувствовать себя, увидеть даже в необработанной заготовке образ, прикоснуться к прекрасному, научит бережно относиться к природе.

 

«Палочки» – это и игра, и увлекательная работа. Сегодня маленький умелец по картинкам и чертежам в конструкторе при помощи нехитрых инструментов мастерит забавный сувенир, а завтра  стол, садовую скамейку, скульптуру на детской площадке, резное крыльцо у своего нового дома. Важно и то, что «Волшебные палочки» учат пространственному видению предмета. Дети, работающие с ними, бойко читают чертежи в будущем это даст возможность без труда конструировать узлы и детали машин, используя компьютерную технику: тут-то она уже и нужна.

 

Как-то на выставке Фонда экологии детства респектабельная дама, познавшая толк в игрушках, пробилась между детворой, плотно окружившей стенды с изделиями из «Волшебных палочек». Пристально рассмотрев игрушки, выразила уверенность, что перед ней не иначе как искусная резьба по дереву и из дерева. Но то, что эти причудливые игрушки запросто, с налета делают детишки под руководством Ивана Истомина, даже не взяла во внимание. К сожалению, подобных представителей от детских учреждений предостаточно.

 

Иван Истомин, впрочем, не изобрел нечто новое, неведомое. Он возродил забытое, веками питавшее нас искусство. Вспомним, коль не стерлось в памяти, каслинское литье, вологодские кружева, тот же оренбургский платочек, знаменитый русский хрусталь и гжель. А тульские пряники, и самовары, и ружья? И тот же наш тульский умелец Левша… Вот и хочет Иван Григорьевич, чтобы дети уже с детства владели навыками мастерового человека, чтобы у них не «дурь западная» в голове витала, а радость творческого созидания по всей жизни сопровождала.

 

Казалось бы, для воспитателей, педагогов, психологов новая игра — самая что ни на есть находка для занятий с детьми в детском саду, школе, детски? домах… Это и переворот в школьных уроках труда, превращение их в уроку творчества при совершенно новой методике трудового воспитания. Но Иван Григорьевич по сей день обивает пороги больших и малых ведомств и предприятий, деловых людей. Воз и ныне там. На организованных им и плановых от различных фондов выставках перед изделиями из его конструктора прошла не одна вереница «ответственных лиц» за счастливое будущее детей. Смотрели и щупали. Однако страшно далеко все они были от интереса к чудо-игрушке, способной взбудоражить и восхитить детей во всем мире, воспитать из любого малыша человека-творца.

 

Автор конструкторской новинки по сей день проводит свое далеко не бронированное новаторское суденышко через ведомственные и чиновничьи рифы, не затопляемые никакими политическими и экономическими приливами. И если позиция Ивана Истомина предельно ясна — украсить мир ребенка недорогой игрушкой, то влиятельных особ, занимающихся проблемами детей, и промышленников «Волшебные палочки» заинтересовали лишь с одной стороны: смогут ли они весьма прозаическим способом отяжелить их карманы до и после того, как украсят детство. Не радует сегодняшний день наших чудесных умельцев. Это его предсказал из XIX века литературный деятель и издатель А. Суворин на примере лесковского Левши; «Русский человек у себя дома» превращается, по сути, «в существо низшего порядка». Гениальный Левша (русский народ) превращается в забитого, безликого, чувствующего свое ничтожество рабочего… Выходит, что за границей, на чужой стороне Левше было бы лучше, нежели дома, там и «образованность и все заманчивые льготы, а здесь одна беспросветная гибель…»

 

Предлагали Ивану Григорьевичу «услуги» немцы, итальянцы, канадцы… за хорошие деньги и чтобы «Палочки» производились у них и, стало быть,бы-ли их собственностью. «Это русская игрушка, — непременно отвечал русский художник-конструктор Истомин. — Вот порадует наших детей сначала, а потом уж они ее сами своим сверстникам в ваших странах и передадут». Но, видимо, вопрос о серийном производстве «Волшебных палочек» в своем отечестве куда проще решить нашему литературному старому шарманщику, увидевшему в обыкновенном полене свое счастливое будущее.

 

И. РУСАНИН. Журнал Инженер №1-2000г.

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: