Автобус «Икарус-255»

22 Июнь 2011
By

Красивые, комфортабельные автобусы марки «Икарус» известны всему миру. Выпускают их в Венгрии. Есть несколько модификаций таких автобусов. Одни предназначены для перевозки туристов и авиапассажиров  («Икарус-250» и «Икарус-255»). Они более просторны, удобны для дальних поездок. Другие предназначены для рейсовых маршрутов городского транспорта («Икарус-260» и «Икарус-280») и поэтому более вместительны. Некоторые из них, например «Икарус-280», снабжены для этих целей специальными полуприцепами, соединенными шарнирно с основным салоном.

Предлагаем вам сделать модель туристского варианта автобуса «Икарус-255». Его просторный салон оснащен кондиционером, радио, над каждым мягким креслом установлен индивидуальный светильник. Наклон спинки кресел регулируется. Габариты «Икарус-255»: длина — 10571 мм, ширина — 2500, высота — 3000 мм. Максимальная скорость — 100 км/ч. Двигатель расположен сзади. Автобус имеет две двери. Размеры нашей модели даны в масштабе 1: 50. Но для удобства советуем увеличить их в два раза, то есть строить модель в масштабе 1: 25.

 

Для изготовления модели вам потребуются следующие материалы: плотная чертежная бумага, картон, аппликационная или гуммированная бумага (для отделки), прозрачная пленка (для окон, зеркал), пассик, деревянные оси 0 5 мм, два шкива, проволока, клей, микроэлектродвигатель и батарейка.
Инструменты обычные — нож, линейка, ножницы. Заметим, что нижняя часть автобуса — рама, поворотное устройство, колеса, крылья, бампер, панель для фар — должна быть черного цвета. Черного цвета также пол салона, опоры для сидений, передняя панель, рулевая колонка и руль. Чтобы не красить готовую модель, советуем эти детали вырезать из черной бумаги.

 

Работу начните с основы модели — ее рамы. РАМА собирается из деталей 24, 25, 33. Заготовьте их из бумаги, сложенной вдвое. В развертке пола 24 вырежьте центральную часть — для подклейки прохода, а также места для подклейки крыльев (34) и ступенек (25 и 33). Потом подогните раму так, как показано на рисунке «Схема сборки», и подклейте деталь 25 — проход с передними ступеньками. Подклейте задние ступеньки — деталь 33 и крылья 34, вырезанные также из бумаги, сложенной вдвое. Сюда же, к заднему мосту модели, надо подклеить опоры крыльев с осями — деталь 32. Эти две детали делаются из картона.

 

Передний мост сложнее заднего и представляет собой поворотное устройство — деталь 26. Прежде чем рассказывать о нем, заметим, что устройство мостов настоящего автобуса сложно, поэтому на модели оба эти узла упрощены.

 

ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО (26). Вырежьте из картона деталь А, склейте ее, как показано на рисунке «Схема сборки». К боковым сторонем приклейте детали 3 (их две), предварительно проделав в них отверстия для оси и втулки, и деталь И. Это полоска бумаги, намотанная на стержень 0 6 мм. Затем вырежьте из картона две поворотные скобки Н и с помощью оси Л прикрепите их к детали 3. На скобку Н приклейте сбоку деталь Л — ось переднего колеса. Снизу скобок .Н надо приклеить тяги К (их тоже две). Посередине детали А приклейте двойную скобку (детали Д и Ж), предварительно сделав в заготовках отверстия под проволочные скобки 45 (5 шт.). Деталь Б тоже из двойной бумаги. Сделайте в заготовках отверстия под проволочные скобки и склейте их шайбами (детали Е). Детали В и Г смонтируйте между деталями Д и Ж проволочными скобками. Деталь Б скрепите проволочными скобками с тягами К. Поворотное устройство собрано. Подклейте его снизу рамы на ллесто переднего мосте. Рычегом В и Г проверьте, как выполняется поворот.

 

КОЛЁСА (деталь 29. См. рисунок «Схема сборки»). Их на модели шесть: два передних и четыре задних. Расскажем, как они собираются, на примере одного из них.
Вырежьте из 1-мм картона две заготовки В и прорежьте в них отверстия диаметром 5 мм под ось. Из 2-мм картона вырежьте детали Б и Е и подклейте их к дискам В. Между дисками вставьте втулку Д и склейте заготовки лентой Г. Колесо готово.

 

Пары задних колес соедините между собой шайбой Ж, смазав ее клеем с двух сторон. Предварительно сделайте в шайбе отверстия 0 6 мм. С лицевой стороны задних колес приклейте колпаки А, состоящие из деталей А и А’. Задние Колеса монтируются не оси 28, на которую надо заранее подклеить шкив и продеть пассик.
Передние колеса надеваются на боковые оси поворотного устройства так, чтобы ось выступала из колеса на 1—1,5 мм. Затем на нее наклеивают шайбу М и колпак А.

 

К задней части рамы, снизу, приклейте корпус для электродвигателя — деталь 31, а между передним и задним Мостами — «нишу» для батарейки — деталь 27,
После того как собрана рама и ходовая часть, можете монтировать сиденья для пассажиров, водителя, переднюю панель, руль с рулевой колонкой.
Начните со склейки передней панели — детали 18. К детали 18А с левой стороны приклейте «нишу» 18В, а на нее — приборную панель — деталь 18Б. Готовую переднюю панель приклейте в передней части рамы. Сюда же приклейте рулевую колонку — деталь 21 и руль (детали 20А и 20Б).

 

Перед рулевой колонкой расположите сиденье водителя — детали 22 и 23. Деталь 22 выполняется из одной развертки, а кронштейн 23 — из двух (23А и 23Б). Располагается он наклонно, как показано на рисунке «Схема сборки». КРЕСЛА для пассажиров (их 45) собираются по два в ряд. Получается 20 таких рядов — по 10 с каждой стороны. Один надо подклеить детали 19В. С помощью этой детали их приклеивают к полу рамы. .Таких деталей должно быть 20. Последний ряд приклеивают в задней части салона на заступ рамы.

 

Сбоку спинки, чуть ниже «локтя», надо подклеить подлокотники — деталь 19Б. Прежде чем собирать корпус автобуса, надо заготовить внутренние стенки салона и стекла. Это детали 15, 16, 17, 35, 36. Внутренняя стенка салона (деталь 17) состоит из двух боковых деталей — 17А и 17В — и задней детали 17Б. В каждой из их прорежьте отверстия для окон, а сверху и снизу оставьте клапаны для подклейки.

 

Для имитации стекол подберите светофильтры, желательно голубого цвета. Развертки для них — детали 15, 16, 35, 36 — даны сразу на все окна. Так удобнее монтировать стенки салона с корпусом модели. Все детали окон аккуратно подклейте к внутренним стенкам салона, а потом сами стенки — к раме сверху по периметру.

 

Основные элементы корпуса — детали 2А, 2Б, 13А, 13Б — вырежьте из склеенной в два слоя бумаги. Деталь 2А представляет собой крышу с примыкающими боковыми сторонами. На этой детали надо вырезать все окна, пометить двери, места подклейки верхних воздухозаборников и планок.
На задней стенке корпуса автобуса — детали 2Б — надо вырезать заднее окно и наметить места подклейки бампера, номерного знака и задних огней. Когда разметка будет закончена, приклейте деталь 2Б к детали 2А с задней стороны. На передней части автобуса — детали 13А — вырежьте «нишу» для панели, на которой будут располагаться фары и радиаторная решетка. Это деталь 12. Кроме того, наметьте места подклейки огней поворота 8, переднего бампера 11 и стеклоочистителя 7. Сверху подклейте оконную раму лобового стекла — деталь 13Б. Посередине оконной рамы не забудьте приклеить планку 5. Все эти детали наклеиваются на деталь 2 с лицевой стороны.

 

Когда корпус будет склеен, приклейте на крышу три воздухозаборника для кондиционеров — деталь 1, а сбоку планку 39, четыре оконные рамы 38, деталь 41. Сюда подклейте огни сигнала поворота В. На двери приклейте оконные рамы 37 и деталь 14.

 

С противоположной стороны корпуса приклейте планку 6, боковые оконные рамы 38, раму бокового окна водителя (деталь 4), а также боковые огни поворота 8.
На задней стенке корпуса надо приклеить бампер с амортизаторами 40, а также деталь 42. Это стоп-огни (красного цвета), огни поворота — желтого и огни заднего хода — белого цвета. Посередине должен быть номерной знак 43. Сверху на задней стенке приклейте оконную раму заднего окна — деталь 44.

 

На передней части корпуса внизу приклейте бампер 11, над ним с внутренней стороны — панель 12. К этой панели надо приклеить по краям фары 9, в центре — радиаторную решетку 10А с тремя приклеенными полосками 10Б. Здесь же должна располагаться надпись «1КА1Ш5». Чуть ниже лобового стекла — стеклоочистители 7.

 

С боковых сторон лобового стекла, на уровне верхнего края дверей, приклейте зеркала заднего обзора. Конструктивно зеркало состоит из двух деталей — ЗА и ЗБ. К зеркалу можно подклеить маленький кусочек светофильтра. Теперь собранный корпус автобуса надо аккуратно смонтировать на раме, причем так, чтобы через окна хорошо был виден салон автобуса. Корпус подклеивается к клапанам рамы и к крыльям. Итак, модель автобуса «Икарус-255» собрана. Вам осталось покрасить ее, вставить в корпус батарейку, подсоединить провода к микроэлектродвигателю и расположить на задней стенке выключатель.

 

 

 

 

Р. ЗАРИПОВ. Прил. Журнала Юный техник № 1-84г.

Tags:

Оставить комментарий


Ссылки: