Модель самолета Су-26

5 Июль 2011
By

Эта новая спортивная машина создана молодыми инженерами конструкторского бюро имени дважды Героя Социалистического Труда П. О. Сухого. В разработке самолета принимали участие и студенты авиационного института. От третьей серийной конструкции спортивного самолета Як-50 эта машина отличается меньшими размерами, лучшей маневренностью и управляемостью. Кроме того, Су – 26 — первый в мире спортивно-пилотажный самолет, конструкция которого выполнена в основном из современных пластиков. Все соединения клееные. Это сделало самолет в несколько раз долговечнее металлического Як-50. В конце июня 1984 года на Су-26 был совершен первый испытательный полет. А уже в начале августа летчики-спортсмены сборной СССР выступили на этих   самолетах на  чемпионате мира, прошедшем в Венгрии. Расскажем   вам, как достроить   модель Су-26 в масштабе 1:33.

 

Основные материалы, необходимые для постройки модели, — бумага и картон. Детали, обозначенные буквами, изготовьте из плотного картона миллиметровой толщины, а пронумерованные арабскими цифрами — из чертежной бумаги. Детали, пронумерованные римскими цифрами, сделайте из следующих материалов: I — из иголок, II — из булавки с головкой или гвоздика, III — из пробки или твердого пенопласта, IV — из стальной проволоки диаметром 1 мм, V и VII — из канцелярских скрепок, VI — из гвоздика.

 

Картонные и бумажные детали вырежьте по внешней стороне контурных линий. Сгибы, обозначенные тонкими линиями, прочертите по линейке кончиком шила. Детали, обозначенные римскими цифрами, изготовьте по рисункам, помещенным на странице 4, где они показаны в натуральную величину. Штриховыми линиями обозначены места наклейки других деталей. Если возле номера развертки стоит буква П, то она означает, что дана развертка лишь правой детали. Развертку левой вычертите, скопировав изображение на кальку; переверните кальку лицевой стороной вниз и переведите получившееся изображение на бумагу.

 

Подготовив детали, переходите к сборке модели. Фюзеляж является основой конструкции, на нем крепятся все остальные части модели. Он состоит из цилиндрических и конических секций. Изготовьте секции, склеив концы их разверток при помощи бумажных полосок (они пронумерованы теми же цифрами, но со штрихом). Чтобы развертки равномерно сгибались, протяните их по краю стола, расположив лицевой стороной кверху. В каждую секцию вклейте по два шпангоута (исключение составляют секция 5, имеющая один шпангоут, и секция 4, не имеющая шпангоутов). Как их изготавливать, показана на примере секции 8 (см. схему сборки на рисунках).

 

Шпангоуты вставляйте через расширенные стороны секций: сначала — меньший по размеру, затем — больший. Если шпангоут велик, подрежьте его; если мал, вырежьте новый. В цент ре шпангоутов В и Г предварительно проколите отверстия для оси винта, а к внутренним сторонам шпангоутов Г секции 7 приклейте детали III. Первая из этих деталей выполнена в виде кубика, а вторая — две части кубика, разрезанного по диагонали (см. схему сборки). Соберите фюзеляж, склеив секции между собой в следующем порядке. К зубцам передней части секции 7 приклейте секцию 5, а к ней — 4. Секцию 7 сверху оклейте деталью 6.

 

 

К задней части секции 7 приклейте секцию 8, а к ней — 11. На последнюю секцию сверху наклейте шпангоут И и гаргрот 12, предварительно воткнув в него снизу антенну VI. Снизу к фюзеляжу подклейте воздухозаборник 19. Рядом с ним проделайте в фюзеляже отверстия и вставьте в них патрубки 18, свернув их выкройки трубочкой.

 

Воздушный винт собирается из кока и лопастей. В первую очередь соедините концы развертки 2 при помощи детали 2′, а внутрь ее вставьте два склеенных вместе шпангоута А и шпангоут Б. В центрах этих шпангоутов предварительно проколите отверстия такой величины, чтобы готовая секция, вставленная в них на оси-булавке, могла свободно вращаться. Секцию с двумя шайбочками насадите на ось II, пропустите ось через отверстия в шпангоутах В и Г и воткните ее в деталь III. Головку оси (булавки или гвоздя) закройте колпачком 1.

 

Лопасти склейте из картонных деталей (стр. 4), вложив в них иголки или заостренные кусочки скрепки. Концы иголок, выступающие из лопастей не более чем на 3 мм, воткните с клеем в кок так, чтобы они прошли между шпангоутами А. На развертке 2 места проколов обозначены точками, а угол поворота лопастей — штрихами.

 

Хвостовое оперение состоит из киля и стабилизатора. Чтобы изготовить киль, приклейте к шпангоуту Е деталь Ж, а на нее насадите предварительно склеенную обшивку 13 киля. Чтобы собрать стабилизатор, в обозначенном месте в гаргроте 12 прорежьте щель и вставьте в нее на клею лонжерон 3 (стр. 3), а на него насадите правую и левую части обшивки 14 стабилизатора (см. схему сборки).

 

Крыло. Каждая половина крыла собирается из обшивки и каркаса. Чтобы собрать каркас, прорежьте в обозначенном месте детали 8 щель и вставьте в нее на клею лонжерон К. В пазы лонжерона вставьте две нервюры О, затем приклейте передние и задние части деталей П, а к торцу их — нервюры Р. На каркас крыла насадите обшивку 17 правой и левой плоскостей. Обшивку склейте так, чтобы при перегибе передняя ее кромка изгибалась бы плавно (по форме носиков нервюр) и не имела резкого излома.

 

Кабина пилота, кроме фонаря, может иметь еще и детали внутреннего оформления. Начинающие моделисты могут ограничиться изготовлением фонаря (детали 9, 9′ и 10, 10′) из бумаги. Более опытным советуем сделать фонарь прозрачным, изготовив детали 9 и 10 из прозрачной пленки. Чтобы перенести изображение этих деталей на пленку, наложите ее на чертеж и очертите их контур кончиком шила.

 

При прозрачном фонаре не обойтись без деталей внутреннего оформления кабины: кресла пилота 15, приборной доски 16 и ручки V управления. Для их установки сверху секции 8 вырежьте отверстие, а на нижнюю часть ручки V насадите кусочек пробки. Затем в этой же секции в указанных местах прорежьте щели и вставьте в них на клею шипы деталей 9 и 10 фонаря, на которые сверху наклейте накладки 9′ и 10′.

 

У настоящего Су-26 остеклена еще и Средняя часть фюзеляжа, которой на модели соответствует секция 8. Ее остекление также можно сделать на модели прозрачным. Для этого в развертке секции 8 перед ее склейкой вырежьте участки, которые нужно остеклить, и приклейте к ней с внутренней стороны детали 8″ из тонкой прозрачной пленки. Прозрачные фонарь и остекление придадут модели большее сходство с настоящим самолетом.

 

Шасси модели имеет две основные стойки с колесами и хвостовое колесо. Хвостовое колесо склейте из двух дисков Н и закрепите на стойке VII, состоящей из двух частей. Чтобы конструкция была прочнее, обмотайте ее нижнюю часть нитками и покройте их клеем. Стойку хвостового колеса воткните снизу в секцию 11.
Концы основных стоек IV пропустите через обшивку секции 7 и воткните. их в деталь III с небольшим наклоном вперед. С внешней стороны стоек наклейте детали Л. На оси стоек насадите колеса, склеенные из двух дисков М с вложенным между ними диском М’. Чтобы колеса не перекашивались на осях, закрепите их с двух сторон кружочками из пленки или целлулоида.

 

Готовую модель загрунтуйте белой водоэмульсионной краской, а затем раскрасьте. Условные обозначения цветов даны на странице 4. Чтобы краска не размазывалась, покройте модель бесцветным лаком или клеем ПВА. Этот клей лучше всего применять и для склейки деталей.

 

П. и Е. ЧЕРНОВЫ, Прил. Журнала Юный техник №8-85г.

Статьи по теме: Музей на столе

 

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: