Троллейбус

7 Июль 2011
By

Приготовьте ножницы, шило, металлическую линейку, нож с острым концом, школьную готовальню, острозаточенный карандаш средней твердости, пластмассовый треугольник (лучше прозрачный), школьные лекала, кальку и копировальную бумагу, клей ПВА и БФ-2, тушь и набор темперных красок.
Подберите материалы: чертежную бумагу, картон толщиной до 1 мм, две старые велосипедные спицы, круглый деревянный стержень диаметром 7,5 мм или круглый карандаш.

 

Внимательно познакомьтесь с общим видом модели, с рисунками и спецификацией деталей и узлов — тогда вам легче будет ее-собирать.
Прежде чем начать работу, обращаем внимание, что на чертежах детали 21(1), 21(2), 28 приведены в половину своей натуральной величины.
Сначала изготовьте четыре одинаковые бумажные втулки. Для этого оберните круглый карандаш полоской чертежной бумаги размером 90 х 140 мм по меньшей стороне и, смазав клеем, сверните в трубку. Это заготовки для втулок колес и основания рамы.

 

На стержне, отрезанном от велосипедной спицы, склейте еще шесть втулок другого размера. Для этого полоску чертежной бумаги размером 30 х 45 мм оберните по меньшей стороне на спице. Смажьте клеем и сверните в трубку. Такие втулки вам потребуются при изготовлении штангового токоприемника.
Наклейте на картон развертки следующих деталей: два основания 7(1), три крышки 11(2), передний защитный бампер 17, два боковых указателя поворотов 19, декоративную облицовку 24(1) (точно такой же будет 24(5)), 24(2), 24(3), 24(4), 24(6), 24(7), 24(8), четыре брызговика 25(1), два задних защитных бампера 33, маршрутный задний фонарь 37. Когда клей просохнет, аккуратно вырежьте их ножницами.

 

Теперь приступайте к изготовлению кузова троллейбуса. Перечертите в полную величину на чертежную бумагу крышу кузова 28. С обратной стороны этой заготовки вдоль обеих сторон прочертите параллельную линию на расстоянии 1 мм. Вычертите, вырежьте и склейте три комингса вентиляционных люков 11(1) и площадку 9. Наклейте их на заготовку крышки 28.

 

Перечертите правую боковину 12П и левую боковину 12Л кузова. На правой боковине вырежьте проемы дверей. Шилом слегка продавите линии сгиба.
Четыре заготовки брызговика 25(1) и декоративные облицовки детали с 24(1) по 24(8)  наклейте на боковинах 12П и 12Л. Заготовьте складные двери — две четырехстворчатые 27(1) и одну двухстворчатую 27(2). Шилом прочертите линии сгиба, а затем склейте детали дверей. Далее наклейте заготовленные двери в проемах на боковине 12П.

 

Наклейте боковины 12П и 12Л верхней стороной к крыше 28 на расстоянии 1 мм от края крыши. Перечертите на бумагу каркас жесткости 21(3) и наклейте его внутри крыши 28 в середине. Заготовьте лобовую 13 и заднюю 36 стенки кузова, склейте их с боковыми стенками кузова. Дайте клею просохнуть.
Фары 16, маршрутный фонарь на лобовой стенке 13, габаритные фонари, стоп-сигналы, указатели поворотов (передние, боковые 19 и задние 34) можете нарисовать, но лучше вырезать их из бумаги и наклеить на стенках кузова. Так они будут смотреться рельефно.

 

Перечертите на картон в полную величину основание рамы 21(10 и пол кузова 21(2). Прочертите шилом линии сгиба. Вырежьте отверстия под втулки осей колес 21(4).  Склейте раму кузова 21. Отрежьте от заготовки четыре втулки 21(4) длиной 9 мм и приклейте их к раме 21 так, чтобы они выступали на 2 мм. Заготовьте по четыре детали 25(20 и 25(з). Склейте их попарно между собой и установите на раме 21.

 

Теперь можно приступить к сборке кузова с рамой. Смажьте клеем клапаны деталей 21(3), 12П и 12Л, 13 и 36, 25(з), наклейте кузов на раму 21. К кузову приклейте передний 17 и два задних 33 бампера. Два передних 20 и четыре задних 26 колеса изготавливаются из картона. Заготовьте двенадцать дисков 26(1), двенадцать полосок 26(2) и шесть полосок 26(з). Полоски 26(2) и 26(з) склейте в кольца. К каждому кольцу 26(з) с обеих сторон наклейте диски 26(1). Затем на диски 26(1) наклейте кольца 26(2). Получились каркасы колес. Вычертите на чертежной бумаге двенадцать полупокрышек 26(4), сделайте в них двадцать четыре прорези, а снаружи вырежьте протекторы (28 прорезей). Наклейте с обеих сторон каркасе колеса полупокрышки 26(4). Дайте просохнуть клею. А потом приклейте протекторы к кольцу 26(з), чередуя последовательность их расположения.

 

 

Подберите пару пластмассовых зубчатых колес от старой механической игрушки. На ось 26(8) наденьте большое зубчатое колесо, а на вал электродвигателя — зубчатое колесо меньшего диаметра. Если зубчатую пару достать не дастся, можно из картона вырезать ролики и соединить их между собой резиновым пассиком. Передний поворотный мост изготовьте сами по рисунку. Можно также воспользоваться нашими рекомендациями .
Вырежьте кожух 10, склейте его и установите на площадке 9.

 

Теперь переходим к изготовлению самого сложного узла модели -— токоприемника. В заготовленных дзух основаниях 7(1) прорежьте отверстия диаметром 4 мм. От заготовок отрежьте две втулки 7(2) длиной по 4 мм и вклейте их в основание 7(1). От велосипедной спицы отрежьте два штыря 7(з) длиной по 8 мм. Заусенцы удалите плоским надфилем. Вклейте их во втулки 7(10. Получившиеся узлы установите на площадке 9. Далее заготовьте два корпуса 8(1). Склейте их так, чтобы получились дса усеченных конуса. От заготовки отрежьте две втулки 8(з) длиной по 3 мм. Вклейте их внутри вершины конусов 8(1). Дайте клею просохнуть. Наденьте на штыри 7(з) корпуса с втулками   сопрягаемые узлы должны легко вращаться. Сверху корпуса наклейте диск 8(2). Отрежьте от заготовки по две втулки 29(1) длиной 10 мм и втулки прилива корпуса 30(1) длиной 8 мм. Эти заготовки наклейте на корпус 8(1) так, чтобы втулка 29(1) находилась впереди, а втулка 30(1) — позади. Вставьте в них детали 29(2) и 30(2). Это отрезанные от велосипедной спицы оси. Они должны быть параллельны между собой. Корпус токоприемника готов.

 

Далее приступаем к изготовлению штанг токоприемника 4. Возьмите две велосипедные спицы или стальную проволоку диаметром 2 мм и отрежьте два куска длиной по 240 мм, С одного конца на расстоянии 30 мм заготовки немного прогните. От бумажной заготовки отрежьте два держателя 3 длиной по 20 мм. Одну сторону держателя на длине 10 мм замните плоскогубцами. В получившейся сплющенной части сделайте отверстие диаметром 2 мм. Наденьте держатель 3 на штангу 4. От спицы отрежьте два стержня 2(2) длиной по 6 мм. Вырежьте две головки 2(1), согните их по большей стороне пополам. Стержень 2(2) вставьте в отверстие головки, предварительно смазав его клеем. Готовую головку 2 установите в отверстие держателя 3. Противоположные концы штанг оберните деталью 5 по меньшей стороне так, чтобы штанга выступала на 3 мм, и, смазав клеем, сверните. У вас должна получиться труба. Изготовьте из плотного картона две вилки держателя штанги 6 и приклейте их к трубе 5. Отрежьте от заготовки трубочку-держатель 32(1) длиной 10 мм. Круглым надфилем в трубе 5 пропилите канавку. Держатель 32(1) приклейте перпендикулярно к нижней части трубы 5. Вставьте в держатель 32(1) ось 32(2), предварительно отрезанную от спицы длиной 18 мм.
Установите готовый токоприемник на корпусе 8. Оси 29(2) и 32(2) на корпусе с двух сторон соедините пружинами 31, взятыми от старых шариковых ручек. Благодаря пружинам токоприемник будет стремиться подняться выше над крышей кузова модели и свободно отклоняться в обе стороны.

 

И последние штрихи в отделке модели. На комингсы 11(1) наклейте три крышки 11(2)- Защитные колпаки на колеса вырежьте из бумажных дисков и наклейте на картон. Приклейте их на торцы осей. Щетки стеклоочистителя 14, штан-гоуловитель 35, лестницу 1, фиксатор 38, зеркала заднего вида 18 изготовьте сами. На кузове нарисуйте товарный знак 15 завода  изготовителя, дверные знаки выхода 22 и входа 23.

 

Детали готовой модели окрасьте красками следующих цветов: токоприемник, кожух, рама, крыша, фиксатор — темно-серые; боковины корпуса, лобовая и задняя стенки, двери, номера троллейбуса — цвета слоновой кости; части боковин, лобовой и задней стенок ниже окон и выше декоративных амортизаторов — красные. Окна вырежьте из прозрачной пленки или органического стекла. Внутри салона сделайте и установите кресла, переборки и другие детали. Пол в конце салона сделайте наклонным, тогда накопительная площадка будет соответствовать виду настоящего троллейбуса.

 

 

 

 

 

 

В. КОСТЫЧЕВ, инженер Рисунки автора Прил. журнала Юный техник №11-85г.

Статьи по теме: Музей на столе

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: