Мозаика

25 Июль 2011
By

Мозаикой называется художественное произведение, узор, составленный из разноцветных камешков, стекла, кусков мрамора, окрашенных деревянных кубиков и т. д. Вышивка по канве или аппликацией также относится к мозаике. Разноцветные камешки или деревянные кубики группируются, подгоняются по рисунку и затем скрепляются связывающим веществом, например цементом, глиной, клеем—в зависимости от материала, из которого делается мозаика. Вблизи мозаичная картина часто кажется бессистемным набором разноцветных квадратов, прямоугольников и многоугольников. Но стоит только отойти от картины на некоторое расстояние, как пейзаж или портрет оживает: грани между отдельными элементами мозаики скрадываются, и вы видите точное воспроизведение рисунка.

 

Этому способствует своеобразная и исключительная особенность нашего глаза.
Наукой установлено, что в каждом глазу имеется примерно 126 миллионов палочек чувствительных клеточек, из которых около 120 миллионов палочек и около 6 миллионов колбочек. Но в зрительном нерве всего около 1 миллиона волокон, так что в среднем каждое волокно связано со 130 клетками. Только в центральной ямке сетчатки глаза большинство колбочек обслуживается каждая отдельным волокном.

 

Диаметры колбочек в центральных местах сетчатки равны примерно 2,5 микрона (в среднем от 2 до 3 микронов, что равно 0,002—0,003 миллиметра). В центре ямки диаметр колбочек иногда уменьшается до 1 микрона, а ближе к краю сетчатки колбочки становятся толще и диаметр их доходит до 4—6 микрон.

 

Благодаря таким микроскопически малым чувствительным точкам сетчатки и их большой плотности, любая мозаичная картина с известного расстояния будет казаться нам сплошной, целостной. Только вблизи мы будем видеть, что она составлена из отдельных элементов.

 

Особого расцвета мозаика достигла в византийском искусстве VI—XIV веков, когда она употреблялась для украшения жилищ и храмов — их стен, полов.
Образцами мозаичного искусства являются украшения внутри таких древних архитектурных памятников, как Софийский собор в Киеве, Айя-София и Кихрие Джами в Стамбуле и храмы в Равенне (северная Италия), в Палермо (Сицилия).

 

Прекрасным мозаистом был гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.
В 1757 году он сделал великолепный мозаичный портрет Петра Первого. Но наиболее замечательным памятником искусства, созданным Ломоносовым, является единственная в мире по своим размерам мозаичная картина “Полтавская баталия”, которая стоит теперь в главном здании Академии наук в Ленинграде. Площадь “Полтавской баталии” равна 30 квадратным метрам. Художественное исполнение и техническое совершенство этой картины уникальны.

 

Для того чтобы создать эту картину, Ломоносов проделал колоссальную технологическую работу по подбору цветов и по составлению разноцветных стекол, которые бы не боялись губительного действия времени.

 

“Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности грызенья не боятся”.
Для достижения этого Ломоносов произвел 2184 опыта, но достиг своего. Однако это совершенное произведение русского искусства долгое время оставалось непризнанным царскими вельможами. Картина „Полтавская баталия, после смерти ее создателя, 17 лет стояла во дворе под навесом. Затем ее переместили на задний двор в Академию художеств, и только в 1900 году “Общество поощрения художников” распилило картину на 9 частей, чтобы занести ее в здание. Но лишь советские реставраторы полностью восстановили эту картину грандиозного сражения, выполненную гениальным русским ученым, и отвели ей достойное и подобающее ей место.

 

Оформлена мозаичными картинами из цветного стекла построенная по проекту лауреата Сталинской премии архитектора А. Душкина одна из красивейших станций московского метрополитена— “Новослободская”. Станция состоит из трех расположенных рядом просторных туннелей. Особую красоту этому подземному вокзалу придают тридцать две картины из цветного стекла. Они рассказывают о мирном созидательном труде советского народа. Каждая картина состоит более чем из двух тысяч кусочков цветного стекла.

 

Эти картины были изготовлены на рижском художественном комбинате “Максла” по эскизам заслуженного деятеля искусств РСФСР П. Корина. Устанавливала их на станции “Новослободская” группа латышских художников.

 

Мозаика—это своеобразное искусство, интересное и увлекательное. Этому искусству нетрудно обучиться. Для этого потребуется только интерес к нему и упорный труд.
Изготовление мозаичной картины — очень кропотливая и трудоемкая работа, но вместе с тем не такая уж сложная, как кажется на первый взгляд. Ее может выполнить каждый пионер и школьник, даже не умеющий хорошо рисовать. Повторяем, что для этого потребуется только упорство и любовь к делу. Наши пионеры и школьники не боятся трудностей и упорны в труде. Значит, они с успехом освоят и эту очень интересную область искусства.

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ
С чего следует начать работу над мозаикой? Этот вопрос первым встанет перед вами, как только вы решите заняться изготовлением мозаичных картин. Постараемся на него сейчас и ответить.

 

Прежде чем приступить к изготовлению мозаичного рисунка по любому оригиналу — фотографии, литографии или просто карандашному наброску, надо определить, из каких элементов состоит наша мозаика. Следовательно, ее необходимо разложить на составные части. Для этого рисунок нужно разграфить остро отточенным карандашом на квадратики в 2 мм, иначе говоря, нанести на рисунок сетку из двухмиллиметровых квадратиков (см. рис. 134).

Теперь присмотритесь внимательнее к этой фотографии, и вы без труда заметите, что некоторые квадратики на рисунке затушеваны в различные тона, а некоторые остаются совершенно белыми. Из этих-то различных по цвету квадратиков-элементов и состоит изображение. Следовательно, если мы на разграфленном листе бумаги затушуем те квадратики, которые остаются черными на рисунке, и не тронем те, которые на рисунке остались белыми, то на листе графленой бумаги получится изображение оригинала. Рисунок 135 сделан только что-описанным методом разложения на элементы.

 

Когда будет выполнена эта предварительная обработка рисунка, который желают воспроизвести в мозаике, следует приступить к заготовке материала Неплохо будет, если вы разложение рисунка и воспроизведение его на графленой бумаге повторите несколько раз. Это даст вам определенную практику в этом важном процессе. Причем не забудьте, что увеличение клетки на бумаге вдвое по сравнению с клеткой рисунка увеличит вдвое и воспроизведенное изображение.

Л.В. Померанцев  “Своими руками”

Статьи по теме: Ремесла

 

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: