Краски, спустившиеся с небес

1 Август 2011
By

Одними из первых приобщились к искусству составления картин из птичьих перьев китайцы. Техника этой живописи нарабатывалась веками. В нее вошли приемы национальной школы «гохуа», резьбы по дереву, художественного декора и других направлений. Картины, «писаные» перьями, поистине уникальны. Перышки в них различного строения, формы, рисунка, расцветок. Некоторые подкрашены в легкие тона, причудливо подрезаны ножницами, собраны в пучки, развернуты веером, плавно переходят одно в другое, гармонично сочетаются с другими природными материалами: костью, пробкой, перламутром и т. д. (рис. 3).

 

 

Работа по созданию картин начинается с поиска и сбора перышек. В основном это будут пуховые и мелкие кроющие перья птиц из обширных семейств куриных, утиных, гусиных, а также голубиных, вездесущих воробьев, если повезет — «местных» попугайчиков, содержащихся во многих семьях. Добытый материал всегда можно будет позже окрасить в любой необходимый цвет. Естественно, нельзя убивать птиц ради нескольких ярких перышек.

 

Заготовленные перья непременно надо промыть. Эту задачу «решит» горячий содовый раствор или мыльный, с добавлением нескольких капель 10%-ного едкого натра. Поверхность пера очистится от грязи и жира. С помощью небольшого сачка, дуршлага, марлевого мешочка, куда помещена горстка перьев, их попеременно опускают и вытаскивают из сосуда с жидкостью. После чего перья ополаскивают, ошпаривают кипятком и просушивают.

Отбеливание, если это необходимо, проводят после промывки и обезжиривания перьев, в емкостях с раствором перекиси водорода. Сырье закладывают в эмалированную посуду и заливают на сутки 3%-ным раствором перекиси. Чтобы перья не всплывали, сверху их придавливают стеклянными палочками, камешками. Сутки спустя перья перекладывают в свежий раствор, еще через сутки раствор меняют заново. Через три дня перья становятся снежно-белыми. Их промывают в чистой воде, ошпаривают кипятком и высушивают, рассыпав тонким слоем на чистой ткани, листах бумаги. Впрочем, можно обойтись и однодневным замачиванием перьев, но они будут менее белыми.

 

Не всякую работу удается выполнить без предварительного прокрашивания перьев. Самый простой и доступный прием — окунание предварительно очищенных, обезжиренных и просушенных перышек в горячий раствор анилиновой краски. Подойдут и обычные чернила, приготовленные на анилиновой основе. Красители легко разбавляются водой, смешиваются друг с другом, что дает возможность получать необходимые оттенки. Реже перья окрашивают цветными цапон-лаками с помощью мягкой кисти. Нередко в ходе работы приходится непосредственно подкрашивать мягкой кисточкой кончики перьев, наносить пятна, точки, полосы, воспользовавшись все той же анилиновой краской.

 

Для большего блеска и сохранности работ перья иногда дополнительно глянцуют — покрывают через пульверизатор тонким слоем белого цапон-лака или выдерживают в растворе деревянного масла (низкий сорт оливкового масла) с содой. Состав приготавливают следующим образом: в 400 г воды растворяют 7 г соды; затем, помешивая, каплями добавляют 85 г масла. Жидкость становится молочной, непрозрачной. Ее разбавляют еще 1200 г воды. В ванночку с полученным белесым раствором окунают перья. Обработанный материал до полной просушки раскладывают тонким слоем на марле.

 

Распушивание перьев проводят, прибегнув к простому приему. В целлофановый пакет ссыпают подготовленные (промытые, обезжиренные, окрашенные и т. д.) перья. Наполняют его воздухом и резко ударяют о край стола. Взъерошенные перышки, при необходимости, дополнительно причесывают иголкой, жесткой щеточкой.
После окончания всех подготовительных работ перышки сортируют — по цвету, размерам, фактуре и другим признакам. Если предстоит некоторый перерыв в работе, их укладывают в отдельные коробочки. В закрытых футлярах перья могут находиться сколь угодно долго.

 

Подготовка основы сводится к подбору материала, который зависит от размера и содержания будущей работы (плотная бумага, картон, оргалит, ткань, береста) и к разработке рисунка; составления эскиза и перевода его на основу. Если перышки не будут полностью закрывать фон картины, подложку предварительно окрашивают, оклеивают цветной бумагой или иным подходящим по фактуре и цвету материалом.

 

Если это ткань, ее плотно натягивают на подрамник или пяльцы. Позже по окончанию работы для картины специально заказывают красивую рамку.
Разметку рисунка по ткани удобнее наносить копировальными стежками: переведенное на папиросную бумагу изображение укладывают на ткань и прошивают по всем линиям крупными стежками швом «вперед иголку», после чего бумагу срывают. На основе остается пунктир рисунка из контрастных ниток.
По основе с плотной поверхностью разметку обычно ведут с помощью отработанной копирки или от руки на глаз.

 

Заполнение размеченного рисунка перьями ведут, в основном, накладным способом, по типу черепицы, а в несложных работах накладывают как обычную аппликацию. Каждое следующее перо перекрывает предыдущее пушком, изогнутым кончиком, реже — всей кромкой. Поэтому клей (ПВА и другие, дающие при высыхании прозрачную бесцветную пленку) наносят небольшими чуть заметными мазками. Отдельные детальки, имеющие четко обозначенный контур, вырезают из пластинок опахала ножницами и приклеивают на основу (рис. 4).

 

Хорошо зарекомендовал себя и разведенный раствор желатины (столярный клей высшей очистки), который заменяет клей ПВА, он позволяет не только прочно соединить детали с подложкой, но и придать перу определенную объемную форму. Покрытую клеевым раствором деталь укладывают на размеченный участок основы и плотно прижимают к ней пальцами или проглаживают перо с некоторым усилием, через наложенный сверху лист бумаги.

 

Несложно крепить перышки на будущей картине короткими стежками ниток, наподобие монтирования высохшего растения в гербарии.
Если подготовленные к работе перышки лежали слишком долго, несколько потеряли свой вид, следует их размочить в горячей воде и работать далее с увлажненным материалом.

 

Глаза, клюв, коготки, веточки и другие мелкие специфические детали картин подбирают из бусинок, семян растений, кусочков кожи, тонких срезов пробки, бересты и любого другого подходящего материала. Отделка работ сводится к нанесению на полученное изображение мягкой кисточкой отдельных акцентирующих цветовых пятен, подклейкой недостающих или слабо закрепленных перьев, окантовке работ под стекло, заправки картины в объемную рамку и т. д.

 

Вывешивают законченную работу таким образом, чтобы на стену, где она размещена, не падали прямые лучи солнца. Композиционно она должна удачно вписываться в интерьер комнаты. Время от времени картину снимают, осторожно сдувают или смахивают большой мягкой кистью пыль, приводят в порядок бородки перышек.

 

Журнал Сделай Сам № 3-02г.   В. А. Воронов

Статьи по теме:

Рукоделие

Художественная школа

 

Tags:

Оставить комментарий


Ссылки: