За кадром мультфильма

13 Август 2011
By

Первый в мире рисованный мультипликационный фильм был создан более 100 лет назад во Франции. А сегодня мультики с удовольствием смотрят все — и большие и маленькие.

Об истории мультипликации рассказывают Е.П. Корольков и А.С. Смирнов.

Нарисуйте на уголках листов толстой тетради бегущего, боксирующего или фехтующего человечка в разных позах. Затем, изогнув тетрадку, сделайте так, чтобы ее страницы стали быстро перелистываться… И нарисованный человечек оживет: побежит, замашет кулаками или шпагой. Так получается потому, что в наших глазах при быстрой смене одно неподвижное изображение накладывается на другое. Закон зрительной инерции, закон, благодаря которому существует весь кинематограф вообще и мультипликация в частности, открыл И. Ньютон. Вращая в одном из своих опытов диск, секторы которого были окрашены по-разному, великий физик добился смешения цветов.

Новости

Следующий шаг сделал бельгийский ученый Ж. Плато. Он заменил диск барабаном, окрашенные секторы — фигурками в разных позах. Стоило раскрутить барабан и посмотреть на его изображение сквозь узкую щель, как фигурки оживали: бабочка порхала над цветком, девочка прыгала через веревочку, лошадь бежала по дорожке, смешно кивая головой…

На этом принципе в 30-е годы прошлого столетия стали выпускаться разнообразные оптические игрушки — стробоскопы, зоостроиы и другие. Эти игрушки натолкнули ряд изобретателей на мысль о соединении стробоскопа с «волшебным фонарем» — известным уже в то время аппаратом для проекции рисунков на экран. Так появился праксиноскоп.

Уже первые фотографы стали использовать свою громоздкую аппаратуру не только для запечатления портретов современников и окружающих ландшафтов, но и для фиксирования последовательных фаз движения. Так, в 1873 году, еще до рождения кинематографа, фотография разрешила один серьезный спор. На скачках в американском городе Сакраменто несколько болельщиков поспорили, отрывается ли лошадь при галопе от земли всеми четырьмя ногами. Роль арбитра взял на себя фотограф Э. Мойбридж. Он расставил вдоль беговой дорожки 24 фотоаппарата и протянул от них нитки поперек дорожки. Бежавшая лошадь обрывала нитки, затворы щелкали, фиксируя разные фазы бега. На одном из снимков оказался четко виден силуэт лошади, полностью оторвавшейся от земли.

Этот факт, вероятно, навел другого американца, С. Блэктона, на мысль об использовании подобного метода для создания «чудес» на экране. В фильме «Гостиница с привидениями», снятом им в 1906 году, нож сам резал хлеб, молоко само разливалось по стаканам…

Отсюда было уж рукой подать до создания первых мультипликационных фильмов. В 1908 году такой фильм снял во Франции Э. Коль. Примерно в это же время создали свои первые мультипликационные фильмы С. Блэктон и русский В. Старевич.

Фильмы эти сразу стали пользоваться огромным успехом, собирали толпы народа, но развитие мультипликационной кинематографии шло все же чрезвычайно медленно. Очень уж трудоемкой была технология создания таких фильмов. Для каждого кадра приходилось рисовать новую картинку. Для фильма продолжительностью всего минуту требовалось свыше 1000 рисунков!

Одним из способов упрощения работы мультипликаторов оказалась технология плоской марионетки. Из бумаги вырезались плоские фигурки, которые накладывались на рисованный фон, а затем снимались на кинопленку.

Но такие фигурки получались невыразительными. Немногим лучше обстоит дело и с объемными куклами. Что ни говорите, а кукольные персонажи вряд ли когда станут столь проворными, как, скажем, тот же Заяц, убегающий от Волка.

Тогда художники-мультипликаторы стали искать иной путь упрощения своей работы. Мультипликационная заготовка была разделена на две: рисунок фона, который оставался неизменным на протяжении всей сцены, и рисунок движущегося персонажа, который менялся при каждом кадре. Чтобы в случае надобности два, а то и три-четыре рисунка можно было накладывать один на другой, их стали рисовать на прозрачном целлулоиде.

Огромный вклад в развитие мультипликации внес известный американский художник Уолт Дисней. Кролика Освальда и мышонка Микки Мауса знают ребята и взрослые во многих странах. Первым в мире Дисней стал снимать полнометражные рисованные фильмы. Но каким трудом они давались!.. Знаменитую «Белоснежку и семь гномов» армия художников рисовала целых два года. За это время было сделано около миллиона рисунков!.. Постановка «Белоснежки» обошлась Диснею намного дороже съемок обычного игрового фильма…

Именно поэтому даже современные мультфильмы, до внедрения компьютерных технологий, очень редко продолжаются дольше 20—30 минут. Чтобы рисованные полнометражные фильмы стали столь же обычными, как и фильмы обыкновенные, на помощь мультипликаторам пришли компьютеры.

Tags:

Оставить комментарий


Ссылки: