Спортивно-пилотажный Як-55

15 Август 2011
By

Он предназначен для мастеров высшего пилотажа и отличается высокой маневренностью.  Современный самолет этого типа должен одинаково хорошо летать как при прямом, так и при обратном пилотаже, когда он находится в перевернутом положении. Чтобы добиться этого, конструкторы ЯК-55 сделали его киль выступающим вниз, а крыло симметричного профиля расположили по центру фюзеляжа.  Для уменьшения массы машины — всего 840 кг — шасси ЯК-55 сделаны неубирающимися, а колеса закрыты обтекателями. Двигатель мощностью 360 л. с. позволяет самолету развивать скорость до 350 км/ч.

ЯК-55 уже опробован советскими спортсменами во время XII чемпионата мира по высшему пилотажу, который проходил в Венгрии. Наибольшего успеха добилась тогда X. Макагонова: выступая на этой машине, она завоевала звание абсолютной чемпионки мира среди женщин.
А теперь расскажем, как в масштабе 1:33 построить модель этого самолета. Основные материалы — бумага и картон.

 

Детали, обозначенные буквами, изготовьте из плотного картона миллиметровой толщины, а арабскими цифрами — из чертежной бумаги. Для деталей, пронумерованных римскими цифрами, используйте следующие материалы: I — иголки; II, VI —булавки с головкой или гвоздики; III—пробки или твердый пенопласт; IV — проволоку 0 1 мм; V, К, VII и VIII —канцелярские скрепки.

 

Картонные и бумажные детали вырежьте по внешней стброне контурных линий. Сгибы, обозначенные тонкими линиями, продавите по линейке кончиком шила. Детали, пронумерованные римскими цифрами, изготовьте по рисункам, где они показаны в натуральную величину. Штриховыми линиями обозначены места наклейки других деталей. Если возле номера развертки стоит буква П, то она означает, что дана развертка лишь правой детали. Развертку левой вычертите сами, для чего скопируйте рисунок на кальку и, перевернув ее лицевой стороной вниз, переведите получившееся изображение на бумагу.

 

Подготовив все детали, переходите к сборке модели.
ФЮЗЕЛЯЖ — основа конструкции, на нем крепятся все остальные части модели. Состоит он из цилиндрических и конических секций. Секции изготовьте, склеив концы из разверток при помощи бумажных полосок (они пронумерованы теми же цифрами, но со штрихом). Чтобы развертки равномерно сгибались, протяните их по краю стола, расположив лицевой стороной кверху. В секции 7, 8 и 13 вклейте по два шпангоута, а в секции 4 и 5 — по одному.

 

Внутрь секции 13 не забудьте вклеить кусочек пробки и воткнуть в него антенну VI.
Шпангоуты вставляйте через расширенные концы секций: сначала — меньший по размеру, затем — больший. Если шпангоут велик, подрежьте его; если мал, вырежьте новый. В центре шпангоутов В, Г и Д предварительно проколите отверстия для оси винта, а к внутренним сторонам шпангоутов Д секции 7 приклейте детали III. Первая из них — кубик, а вторая — две части такого же кубика, разрезанного по диагонали (см. схему сборки).

 

Фюзеляж собирайте в следующем порядке. К зубцам передней части секции 7 приклейте секцию 5, а к ней — 4. Секцию 7 сверху оклейте деталью 6. К задней части секции 7 приклейте секцию 8, а к ней — 13. Снизу к фюзеляжу подклейте маслорадиатор 22. Рядом с ним проделайте в фюзеляже отверстия и вставьте в них патрубки 21, свернув их трубочкой.

 

ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ собирается из кока и лопастей. В первую очередь соедините концы развертки 2 при помощи детали 2. Внутрь вставьте два склеенных вместе шпангоута А и шпангоута Б, предварительно проколов в них отверстия такой величины, чтобы кок мог свободно вращаться на оси П. На ось насадите две шайбочки из жести или толстой пленки и, пропустив ее через отверстия в шпангоутах В, Г и Д, воткните в деталь III. Головку оси (булавки или гвоздя) закройте колпачком 1, лепестки которого соедините друг с другом и склейте.

 

Лопасти склейте из деталей 3, вложив в них иголки или заостренные кусочки скрепки. Концы иголок, выступающие из лопастей не более чем на 3 мм, воткните на клею так, чтобы они попали между шпангоутами А. На развертке 2 места проколов обозначены точками, а угол поворота лопастей — штрихами.

 

ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ состоит из киля и стабилизатора. Чтобы изготовить киль, приклейте к шпангоуту Ж деталь 3, на нее насадите предварительно склеенную обшивку киля 15. Чтобы собрать стабилизатор, в секции 13 в обозначенных местах прорежьте щели и вставьте в них на клею лонжерон И, а на него насадите правую и левую части обшивки 16 стабилизатора с приклеенными к их торцам деталями 17. При склейке обшивок киля и стабилизатора не забудьте вложить в них триммеры 15.

 

КРЫЛО модели состоит из правой и левой плоскостей. Чтобы собрать его каркас, прорежьте в секции 8 и обозначенных местах щели и вставьте в них на клею лонжерон К. В пазы лонжерона посадите две нервюры О, а к торцам его приклейте нервюры Р. Между нервюрами вклейте передние и задние части деталей П.

 

Склейте обшивку 24 правой и левой плоскостей так, чтобы передняя ее кромка имела плавный изгиб, повторяющий форму носиков нервюр. Готовую обшивку насадите на каркас и приклейте ее к фюзеляжу, а места соединения закройте накладками 18. Торцевые части крыла заклейте деталями 25, а в левую плоскость воткните приемник воздушного давления указателя скорости VIII. КАБИНА ПИЛОТА, кроме фонаря, может иметь еще и детали внутреннего оформления. Начинающие моделисты могут ограничиться изготовлением фонаря (детали 9— 12 и 91—121) из бумаги. Более опытные могут сделать его прозрачным, изготовив детали 9—12 из пленки. Чтобы перенести изображение этих деталей на пленку, наложите ее на чертеж и очертите их контур кончиком шила. Если у вас прозрачный фонарь — не обойтись без деталей внутреннего оформления кабины: кресла пилота 19, приборной доски 20 и ручки управления V. Чтобы установить их, в секции 8 вырежьте сверху отверстие, а на нижнюю часть ручки V насадите кусочек пробки. Для закрепления детали 9—12 фонаря в секции 8 в указанных местах прорежьте щели и вставьте туда на клею их шипы. Места соединения фонаря с фюзеляжем закройте накладками 9—12. Прозрачный фонарь и детали внутреннего оформления кабины придадут модели больше сходства с настоящим самолетом.

 

ШАССИ модели имеют две основные стойки с колесами, закрытыми обтекателями, и хвостовую стойку с открытым колесом. Хвостовое колесо склейте из двух дисков Н и закройте на стойке VII, состоящей из двух частей. Чтобы конструкция не распалась, обмотайте ее нижнюю часть нитками и покройте клеем. Стойку VII воткните снизу в секцию 13.

 

На оси основных стоек насадите колеса, склеенные из двух дисков М с вложенным между ними диском М’. Чтобы колеса не перекашивались на осях, закрепите их с двух сторон кружочками из жести или целлулоида. С внешней стороны стоек наклейте детали Л. Затем склейте обтекатели 23, соединив их лепестки вместе, после чего сделайте в них снизу вырезы для колес. Прорезав в обтекателях щели, насадите их на стойки и закрепите клеем над колесами. Концы стоек IV пропустите через обшивку секции 7 и воткните их в деталь 111 с небольшим наклоном вперед.

 

Модель готова. Ее детали можно было раскрасить еще до вырезывания, а затем склеить или после склейки, предварительно загрунтовав белой водоэмульсионной краской. Условные обозначения цветов даны на странице. Чтобы краска (акварельная или гуашь) не размазывалась, покройте модель бесцветным лаком или клеем ПВА, образующим при высыхании прозрачную пленку. Этот клей лучше всего применять и для склейки деталей.

 

 

 

П. и Е. ЧЕРНОВЫ  Прил. Журнала Юный техник №2-88г.

Статьи по теме: Страна развлечений

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: