Спортивный самолет Су – 26

18 Август 2011
By

Разработка первого самолета гражданского назначения ОКБ имени П.Сухого — Су-26 — началась в 1983 году. А уже в июне следующего года в воздух поднялся первый опытный образец новой машины. В своем исходном варианте — как спортивный самолет — Су-26 был впервые представлен на международном соревновании по высшему пилотажу в августе 1984 года в Венгрии, но тогда его первое выступление стало неудачным.

 

Успеха добилась облегченная и усовершенствованная модель — Су-26 М, созданная в 1985 году. Наша сборная, представившая обновленную машину на чемпионате мира по спортивному пилотажу в августе 1986 года в Англии, выиграла и командное первенство, и кубок Нестерова, вдобавок получив еще 16 медалей из 33.

 

Су-26 М очень скоро завоевал репутацию лидера на всех известных соревнованиях и показательных выступлениях по пилотажу. Ни один спортивный самолет не был удостоен такого количества призов: к 1993 году на счету Су-26 М было уже более 150 медалей, из них более 90 золотых. Самолет к тому времени закупили США, Великобритания, ФРГ, Испания, ЮАР и Австралия. Выступая на этой машине, наша летчица Любовь Немкова стала абсолютной чемпионкой мира, а Николай Никитюк — абсолютным чемпионом Европы.

 

 

 

Су-26 — одноместный спортивно-пилотажный самолет — моноплан со средним расположением крыла. Большая энерговооруженность хорошо сочетается с оптимально распределенной нагрузкой на плоскости и отличной управляемостью, что позволяет выполнять фигуры высшего и акробатического пилотажа любой сложности.
В конструкции крыла отсутствует так называемый «поперечный набор»; два установленных лонжерона выполнены из углепластика, а обшивка — из трехслойного стеклопластика с пенопластовым заполнителем. Так же сделано и оперение. Каркас фюзеляжа сварен из стальных высокопрочных нержавеющих труб, а обшивка — из стеклопластика. При размахе крыла в 7,8 м длина самолета составляет 6,83 м, а высота — 2,78 м. На машине установлен двигатель ПД М-14П мощностью 360 л.с. с трехлопастным винтом изменяемого шага диаметром 2,5 м.

 

Нормальная взлетная масса составляет 835 кг (Су-26 МХ — 1000 кг): масса пустого самолета 680 кг при полном запасе топлива 67 л (Су-26 МХ — 267 л).
Самолет развивает максимально допустимую скорость в 450 км/ч при взлетной скорости в 120 км/ч; практический потолок составляет 4000 м; максимальная дальность полета — 800 км (Су-26 МХ — 1200 км).

 

Су-26 — первый в России самолет, у которого доля композитов в материале крыла, хвостового оперения и обшивки фюзеляжа превысила половину массы конструкции. Новаторским было и решение расположить кресло летчика с наклоном спинки в 45 градусов — это улучшает переносимость пилотом повышенных перегрузок.
У модифицированного варианта — Су-26 М изменен профиль крыла и хвостового оперения, улучшены обводы фюзеляжа, фонаря, киля и капота двигателя.
На экспортной модели Су-26 МХ дополнительно установлены вмонтированные в крыло топливные баки, а на руле высоты — специальные приспособления для уменьшения нагрузок на ручку управления.

 

Начните сборку самолета с корпуса; к нему крепятся остальные части. Соберите фюзеляж из конических и цилиндрических секций.
Вырежьте развертки секций на цветных вкладках и склейте их встык при помощи бумажных полосок по длине секций при ширине 10 мм. Перед склейкой протяните развертку по краю стола лицевой стороной вниз. Шпангоуты 5, 6 вырежьте из картона по контуру на рисунке.

 

Шпангоуты, контуры которых предварительно следует перевести на картон точно по размерам, начиная с наименьшего диаметра по порядку установите в секцию через ее широкую часть.

 

Проколите в шпангоутах 1 — 5 по центру отверстия для булавки — оси винта, а к деталям 5 и 5′ секции 14 приклейте вырезанные из пенопласта детали 21, каждая из которых состоит из двух кубиков. Один из них приклейте целиком, а второй, разрезав по диагонали.

 

Изготовив секции, приступайте непосредственно к сборке фюзеляжа. К передней части секции 14 последовательно приклейте секцию 12 и 11, а сверху — деталь 13. К задней части 14 приклейте секцию 15, а затем 18, на которую в свою очередь установите шпангоут 22 и гаргрот 19 с воткнутой в него проклеенной антенной.
Установите и приклейте воздухозаборник 24 и свернутые трубочкой патрубки 25. Соедините концы развертки 10, для склеивания используйте кусочки бумаги. Вклеив внутрь фюзеляжа два шпангоута 1, еще один — 3 — приклейте к широкой стороне. Секцию насадите через шпангоуты 4, 6 на ось, воткнув ее в пробку 21. Головку оси заклейте деталью 9.

 

Внутрь лопастей вставьте булавки 2 с кольцом. Склейте лопасти винта под углом 120° из деталей 27 по схеме на рисунке 1.
Проследите, чтобы концы булавок не выступали за пределы лопасти более чем на 3 мм. Проклеенные булавки воткните точно между шпангоутами в обозначенные точками места детали 10 и разверните их по рискам.

 

Склейте обшивку киля 20. К шпангоуту 7 прикрепите деталь 8 и на нее наклейте обшивку.
Для сборки стабилизатора 28, 29 в обозначенном месте гаргрота 19 прорежьте щель Ст и вклейте в нее лонжерон 30 из картона. На лонжерон наклейте предварительно собранные обшивки стабилизатора 28, 29.

 

Соберите из каркаса и обшивки крылья. Прорежьте в обозначенном месте секции 15 щель К и в нее вклейте лонжерон 31 из картона. В пазы 31 вклейте нервюры 32, затем приклейте 33, 34, 35, 36, а к их торцам — нервюры 37. Когда каркас высохнет, наклейте на нервюры правую и левую обшивки крыльев 38, 39.
Передняя часть обшивки крыла должна плавно и без изломов изгибаться по форме нервюр.

 

Фонарь кабины можно сделать из бумажных деталей 16, 17, но модель будет выглядеть достоверней, если сделать фонарь прозрачным, например, из пленки. Кабину пилота соберите из кресла 40, приборной доски 41 и ручки управления 42. Лезвием безопасной бритвы вырежьте отверстие в верхней части секции 15. Ручку управления с кусочком пробки 43 на конце приклейте к полу кабины. В указанных местах секции 15 прорежьте щели и вставьте в них проклеенные соединительные шипы деталей 16 и 17, а также накладки 16′ и 17′. Чтобы модель еще более походила на настоящий самолет, «остеклите» также пленкой среднюю часть фюзеляжа. Для этого в указанных местах вырежьте отверстия и вклейте сделанную по выкройкам 44 пленку с изнаночной стороны корпуса.

 

Из двух основных стоек 45 с накладками 46 и колес 49 соберите переднее шасси. Заднее шасси представляет собой склеенное из двух дисков хвостовое колесо 47, закрепленное на стойке 48 (см. рис. и цветную вкладку). Стойки состоят из двух частей. Нижнюю часть обмотайте нитками с клеем и, также на клею, вставьте в секцию 18. Под небольшим углом воткните проклеенные концы стоек в деталь 21 через обшивку секции 14. Между двумя частями колес 49 проложите по два диска 50. Чтобы колеса не соскакивали, закрепите их кружочками целлулоида.

 

С. Никишов   Журнал Левша №12-04г.
Статьи по теме: Страна развлечений

Tags: , ,

Оставить комментарий


Ссылки: