Поморская ладья

18 Ноябрь 2011
By

Каравелла, каракка, галион… Все эти парусники, модели которых мы публиковали на страницах приложения, предназначены для теплых морей. А на каких судах плавали в те времена на Севере. Дошедшие до нас сведения о плаваниях русских поморов-промысловиков говорят о том, что уже тогда был создан специализированный полярный флот, приспособленный для ледового плавания, Суда поморов отличались прочностью и долговечностью, но главное их достоинство было в том, что при сжатии льдами они не ломались, а выскальзывали из ледовых тисков.

1, 19, 21 передняя, задняя, средняя мачты; 2, 16, 18, 20 —- реи; 3, 17, 22 — паруса; 4 — бортовая обшивка; 5 блинда-рей; 6 бушприт; 7 брусья; 8 брашпиль; 9 — якорь; 10, 13 — люки; 11 — помпы; 12 — вант-путенсы; 14 палуба; 15 румпель; 23 — килевая рамка; 24, 25 — шпангоуты; 26 — полуплоскость ватерлинии; 27 34 шпангоуты; 35 — транец; 36 кормовое ограждение; 37 — планшир; 38 — нагельные планки; 39 — утки.

Предлагаем вам построить модель ладьи — одного из самых распространенных судов северных поморов. Она выполнена в масштабе 1:100. Прежде всего подберите подходящий по цвету материал. Цвет картона и бумаги должен соответствовать цвету древесины сосны и ели, из которых строили ладьи. Подводную часть палубы смолили, а надводную часть и мачты красили в красный цвет. Если нужной по цвету бумаги не нашлось, покрасьте детали краской.

Наиболее толстый картон — 4 мм — вам потребуется для килевой рамки (23). Если такого картона нет, вырежьте несколько килевых рамок из тонкого,картона, а потом склейте их. Для деталей 10, 13, 24, 25, 27—35 возьмите картон толщиной 2 мм, для деталей 12, 26, 37—39 — миллиметровый картон, в бортовые заготовки (4) сделайте из плотной бумаги. Для мелких деталей (12, 38, 39), несущих нагрузку, применяйте тонкий, но прочный картон, лучше всего — прессшпан.

Подготовив материал, переходите к изготовлению деталей. Переведите через копировальную бумагу чертежи выкроек и вырежьте заготовки. В местах, обозначенных буквой В, делается сквозной вырез. По местам сгибов (тонкие линии) бумага слегка надрезается ножом. Парные заготовки (например, 4) проверьте, сложив их вместе. Палубу разлинуйте под дощатый настил.

Сборку корпуса начинайте с каркаса. На килевую рамку (23) установите шпангоуты (27—34) и транец (35), полуплоскости ватерлинии (26). Уложите на место палубу (14). Если все детали точно подошли друг к другу, то, не разбирая каркаса, промажьте места соединения клеем. Вставьте на клею детали 24, 25.

Следующий этап — сборка бортов. Наклейте с внутренней стороны вдоль носовых и кормовых лепестков детали 4 узкие (2—3 мм) полоски из тонкой бумаги, как показано пунктиром на рисунке, и, накладывая лепестки на выступающую часть этих полосок, склейте их встык, кромка к кромке. Смажьте клеем места соединений каркаса и бортов и установите борта на место. Выступающую за корму часть срежьте лезвием бритвы.

На кромки бортов наложите планшир (37), Чтобы получить линию его изгиба, положите корпус вверх килем на картон и обведите карандашом. Ширина планшира 2—3 мм. На планшир установите кормовое ограждение (36). Оно делается из картона и спичек. К бортам приклейте вант-путенсы — детали 12. Места их крепления обозначены на бортовых заготовках. Отверстия в вант-путенсах проколите шилом.

На палубе установите люки (10, 13), брашпиль (8), помпы (11), якорь (9). Все это сделайте из подручных материалов: реек, картона, пенопласта, проволоки и др. В носовой части судна по бортам ставили крепкие деревянные брусья, связанные с судовым набором (7). Они были нужны для уменьшения скорости вытравливания якорного каната, а также для швартовки. Эти детали сделайте из рейки 3 х 3 мм, высотой 15 мм. Из такой же рейки сделайте и прикрепите румпель (15), как показано на рисунке.
Теперь переходите к изготовлению и установке рангоута. Из реек сделайте мачты и реи. Длина мачт: передней (1) — 160 мм, средней (21) — 210 мм, задней (19) — 150 мм. Бушприт (6) — 90 мм. Длина реев зависит от размера парусов — концы их должны выступать за пределы парусов на 5 мм. Блинда-рей (5) — 60 мм.

Приемы установки мачт показаны на наших рисунках. Для вант возьмите черные нитки. Для крепления такелажа, изготовления блоков, соединения реев применяйте хлорвиниловые изоляционные трубки (рис. А, Б, Г, Д, Е). Для блоков возьмите жесткую толстостенную трубку, для крепления такелажа и рангоута используйте эластичную тонкостенную. Для крепления концов на бортах и мачтах существовали специальные приспособления: утки (39) и нагельные планки (38). Вырежьте их из прочного картона. Шилом сделайте гнезда в мачтах и вставьте в них на клею утки. Прежде чем прикреплять нагельные планки к бортам, вставьте в них нагели. Сделать их можно из мелких гвоздей или булавок.

Осталось подвесить паруса. Их можно сделать из бумаги или ткани. Размеры парусов: носового (3) — 110 х 100 мм, среднего (22) — 145 х 130 мм, заднего (17) по шкаторинам: передняя — 65 мм, нижняя — 60 мм (угол между ними — 90°), верхняя — 45 мм, задняя — 90 мм.

Размер среднего паруса дан вместе с приставной нижней частью — бонетом. Этот дополнительный парус пристегивали при умеренном ветре. Не отрезая его, обозначьте линию присоединения карандашом и простегайте ниткой. К нижним углам парусов приклейте шкотовые концы. Пришнуруйте паруса к реям. Способ шнуровки показан
на рисунке. Задний парус при-шнуруйте к мачте и к гафелю (верхнее рангоутное дерево). Подвешивая паруса, крепите концы снастей к уткам и нагельным планкам. Там, где тросы пропущены сквозь фальшборт, проколите отверстия шилом. Наветренный галс (шкотовый конец) переднего паруса притягивается к наветренному концу блинда-рея.

 
На этом постройку модели можно закончить. Но если у вас появится желание, вы можете самостоятельно изготовить для своей модели лодку. Ладьи имели на борту до пяти гребных лодок — осиновок или карбасов. Для изготовления лодки, кроме бумаги, можно использовать такой податливый материал, как сосновую кору. Она легко режется ножом и хорошо обрабатывается напильником.

Вот как описывает изготовление осиновок известный историк русского Севера М. М. Богословский.
Осиновка — лодка до 16 футов длиной, ширина 3 фута, глубина —- 1,75 фута. Весной толстомерную осину надкалывали вдоль. Через каждые трое суток клинья вколачивали глубже и глубже. Толщину клиньев увеличивали, вставляли распорки. Ствол, продолжая расти, раздавался в ширину и принимал форму, требуемую для изготовления лодки. По прошествии 2—5 лет осину срубали и заливали водой на 6—7 дней. Затем воду выливали и в заготовке разводили небольшой огонь. Распаренное дерево становилось податливым, гибким. С помощью распорок дереву придавали нужную форму. К бортам пришивали несколько сосновых досок. Шпангоутов — не более четырех. Нос и корма однообразны и остры. По обе стороны от середины приделывали два деревянных полоза. У такой осиновки было 2—4 парных весла. Вместо руля — весло-правило. Оснащалась осиновка одним шпринтовым парусом.

В. ЛУЦКЕВИЧ Рисунки автора, Прил. Журнала Юный техник №8-83г.

Статьи по теме: Музей на столе

Tags: , ,

Оставить комментарий


Ссылки: