Искусство, созданное народом

13 Февраль 2012
By

Кто из ребят и взрослых не знает игрушку «Куры на кругу»? На плоском круге — лопаточке при легком его покачивании попарно клюют курочки, а петушок покачивает гребешком, приглашает их собирать зернышки. А «Бодающиеся козлики»? «Клюющие птички»? Да и многие другие резные игрушки из дерева широко известны в народе. Они бывают и белые и расписные. Но чаще белые, то есть некрашеные, оставленные в природном цвете дерева. Называются они «богородскими» — по селению, где их производят.

 

Близ старинного города Загорска, среди лесов и перелесков, на высокой горе, откуда на десятки километров открываются дали первозданной природы, живописно раскинулось это село. Здесь, на фабрике Богородской художественной резьбы по дереву, трудится большой коллектив резчиков. В одной из русских народных сказок рассказывается о том, как волшебница-старушка пришла в сказочный сад. Посмотрела кругом и сказала: все хорошо здесь и красиво, только нет поющего дерева. В этой сказке есть своя мудрость: умелые руки талантливых людей могут заставить петь дерево.

 
И действительно, резчики Богородского своим замечательным мастерством заставляют петь дерево. В их волшебных руках рождается прекрасный мир занимательных веселых игрушек и чудесных скульптур: «Медведь под душем», «Футболисты», «Боксеры», «Вершки и корешки». Богатейшей фантазией, зоркой жизненной наблюдательностью, остроумием наполнены эти произведения. А создаются они из простого чу-рака — то липы, осины, березы, то ольхи. Художественно-технические приемы богородской резьбы одновременно и просты и сложны. Мастер всегда бережно относится к материалу, сохраняет структуру дерева, из которого режет, его слой-ность — красоту древесины — и этим добивается художественного эффекта.


Инструмент для резьбы несложный: набор полукруглых стамесок, топор и «богородский» нож.  Исходя из того, какую фигурку будет резать мастер, он вырубает форму либо в треугольнике, либо в «горбушке» — полукружье куска дерева. Для фигурки человека предпочитается форма треугольника, а лошадь лучше вписывается в «горбушку». Топором резчик намечает основные скульптурные формы, делает, как говорят мастера, «зарубку». Затем ножом выявляет силуэт, прорабатывает детали ножом и стамеской и, наконец, окончательно отделывает скульптуру.

На первый взгляд может показаться, что все очень просто. Однако «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Нужны большое умение, навыки, безукоризненное владение мастерством художественной резьбы по дереву, чтобы создавать это. Художественная форма богородских игрушек безукоризненно строга и лаконична. Она возникла в результате выверенных и умелых приемов резьбы. Все формы изделий построены на четком силуэте, на ритме порезок. Поверхность изделия украшается неглубокими порезками, если нужно передать, скажем, оперение птиц, шерсть животного, гриву или сбрую лошади. Все остальное заглаживается.

 

 

Богородские изделия интересны не только резьбой, но и своей конструктивной изобретательностью. Эти игрушки всегда полны неожиданности и динамичности. Строятся они либо на движущихся планках с прикрепленными к ним фигурками, как «Кузнецы», «Солдаты на разводе», либо на подвешенном балансе, как «Куры на кругу », или на тумбочке с кнопкой подставочке с закрепленной внутри спиральной пружиной (см. рис).

 

Искусство Богородского — это большое искусство, хранимое русским народом и пронесенное им через века. Ему свыше трехсот лет. А начало ему положил игрушечный промысел. Существует народное предание, «как стали игрушки делать в Бо-городске». Давным-давно в деревне жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Думала, думала и надумала. Взяла баба да и вырезала из чурачка в треугольничке фигурку «ауки». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» за печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит жене: «Возьму-ка я «ауку» да и покажу на посаде торгашам». Повез ее мужик и показал торговому люду. «Ауку» купили и еще заказали…
Богородский игрушечный промысел был развит уже в XVII веке, тогда там делали «кузнецов, деревянных коней и потешные возки». Известно, например, что богородских «кузнецов и секачей на колесах» Петр I дарил своему сыну.

 
Но эти ранние произведения не сохранились. До нас дошли лишь фигурки, игрушки конца XVIII и начала XIX веков, множество изделий богородчан второй половины XIX века и дореволюционного периода XX века. Это разнообразные миниатюрные изображения человека, животных и птиц, где мастера-игрушечники с большой верностью передавали их характерные черты. Нередки игрушки из крестьянского быта — грибник, пастушок, играющий на свирели, дровосек, поводырь с медведем. Много фигурок животных: лошадей, коров, овец, козликов в особенно любимого «Мишки».

 
Распространенная раньше игрушка «Кузнецы» любима и теперь. Потому что кузнец всегда был в народе уважаемым человеком. Он как бы олицетворял собой искусного народного умельца, который создавал для работника необходимые орудия труда.

 

Журнал “Юный техник” №11-64г.

Статьи по теме: Ремесла

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: Купить участок по новорязанскому шоссе дома по новорязанскому шоссе knyaz-bereg.ru.