Игра в ГО

15 Февраль 2012
By

Эта игра возникла в незапамятные времена в Китае. Потом она попала в Японию, где стала подлинно национальной и получила современное название. При императорском дворе была даже создана академия, обучавшая игре в го. В Японии было распространено мнение, что нация, играющая в го, не может проиграть войну. А великий шахматист и крупный математик Эммануил Ласнер считал, что го не менее интересная и глубокая игра, чем шахматы. Чтобы играть в го, прежде всего нужна доска, на которой нанесены 19 горизонтальных и 19 вертикальных линий (см. рис). Пересечения линий образуют 361 узел, поэтому полный комплект для игры включает в себя 181 белую фишку и такое же количество черных.

Пусть вас не пугает большое число фишек. Во-первых, их можно иметь меньше, так как они редко используются все — игра кончается раньше. Во вторых, фишками могут служить кусочки картона, пуговицы, морская галька и т. п. В-третьих, можно играть на доске меньшего размера. Например, в Америке играют на доске 13×13. Можно первое время использовать для игры в го обычную шахматную доску, которая имеет 81 узел {9×9}. Здесь вам понадобится всего 41 белая и 41 черная фишка.
Сначала надо решить, какие предметы будут использованы в роли фишек. Сообразуясь с этим, выбираются расстояния между линиями при изготовлении доски.

Игра начинается при пустой доске, на которую игроки поочередно ставят фишки одни после другого. Цель игры — захватить как можно больше территории и снять с доски как можно больше фишек противника. Играют двое. Если один из игроков сильнее другого, он может дать своем) противнику несколько фишек вперед (не
более чем 9). Они ставятся в узлы, обозначенные цветными уголками.

Два узла доски называются соседними, если они расположены рядом по горизонтали или один над другим. Например, для узла с —3 (рис. 2) соседними являются узлы с—2, с — 4, b — 3, d -3. и никаких других соседних узел с —3 не имеет. Группа одного цвета, скажем черного, называется армией, если фишки в ней стоят так, что от любой фишки к любой другой можно перейти, двигаясь по соседним узлам, занятым также черными фишками. Например, на рис. 1 изображена армия черных.
Свободный узел, соседний какой-либо фишке армии, называется точкой дыхания (или роста) этой армии. Если армия не имеет точек дыхания, она считается взятой в плен и снимается с доски. Такая армия называется окруженной.

Каждый игрок ставит свою фишку в любой свободный узел. Непосредственно перед этим и после он снимает (берет в плен) все окруженные армии противника.
На рис. 2 — три белые армии. Ходом на поле е — 2 черные снимают армию белых, состоящую из трех фишек: d — 3, е — 3, f — 3 Если черные поставят свою фишку на с — 1, они снимут две армии белых: (а—1, b—1) и с—2.

Разрешается пропускать свой ход (пасовать). Запрещается делать ход, после которого на доске появляется позиция, только что встречавшаяся на доске (так называемая ситуация «ко»). Например, черные ходом на d—3 (рис. 3( снимают фишку белых с —3. Но белые лишены возможности ответить ходом c — 3 и снять фишку черных d— 3, так как повторится полиция, только что бывшая на доске. Белые могут сделать любой ход, и если черные не заставят своей фишкой поле с — 3, то следующим ходом на с — 3 белые могут снять фишку черных d — 3.

Когда игрок, делая ход, оставляет у армии противника лишь одну точку дыхания, он обязан предупредить его об этом словом «тари» (аналогично в шахматах говорят «шах» при нападении на короля). Так же как в шахматах, этот ход обозначается в записи партии восклицательным знаком. Бывают армии, которых нельзя лишить точек дыхания и тем самым сиять с доски (ваять в плен). Такие армии называются живыми.

При всех прочих условиях жива армия черных, изображенная на рис. 1, так как в точки а — 1 и с — 1 белые не могут поставить свои фишки — они сразу же будут сняты черными. Точки а -1 и с—1 называются «глазами». Любая армия, имеющая два «глаза», всегда живая.

Живы все три армии на рис. 4. так как ни черные, ни белые не могут отнять у армии противника вторую точку дыхания (так называемая ситуация «секи»). Действительно, если черные ставят фишку на а — 1, белые сразу же отвечают h — 1 н снимают армию черных. Если белые ставят свою фишку на а – 1, черные ходом на
h— 1 снимают армию белых.

Территория, то есть свободные от фишек узлы, считается принадлежащей одному из игроков, если она окружена его живыми армиями и противник не может расположить на ней (при правильной защите) своих живых армий. Окончательная принадлежность территории выясняется после окончания игры. Чем опытнее игроки, тем раньше они прекращают борьбу за чужую территорию.

Игра считается оконченной, если никто из игроков не хочет больше делать ходов. Для простоты покажем, как считают очки на доске 13X13. В позиции, изображенной на рис. 5, ни белые, ни черные при правильной игре ничего не могут добавить к своей территории. Давайте разберем, какие армии живы и где чья территория.
Во-первых, живи черная и белая армии в центре доски. Здесь мы имеем новый вариант уже разобранного положения «секи» На этот раз обе армии имеют по одному «глазу» и единственную общую точку роста g-8 которую не могут занять ни белые, ни черные.

Живы две маленькие черные армии в левом верхнем углу, так как белые не могут занять ни учел а – 13, ни узел b – 12. Живы все четыре черные армии, которые имеют общую точку дыхания m — 6, так как черные окружают территорию, на которой они всегда могут образовать достаточное количество «глаз» (например, ходы на m —6 и на m – 4). а белые не смогут на этой территории построить «глаза». Аналогичная ситуация в правом верхнем и левом нижнем углах у белых.

Армия черных в левом нижнем углу мертва, так как черные не могут построить «глаз». Отметим, что если бы в точке а – 2 не было белой фишки, то черные ходом на а — 2 организовали бы два «глаза», а так их позиция безнадежна. Мертвы также фишка d — 2 и армии (n – 4, n – 5) и (j—13, k-13).

После того как партнеры выяснили, какие армии живые п какие мертвые, заполняются фишками любою цвета из оставшихся в комплекте пограничные точки между живыми армиями (ничья территория). В нашем примере это точки d — 13, g- 11, g – 12, g – 13, n – 10 и g – 8. Затем снимаются с доски все мертвые армии, то есть белые берут в плен 8 фишек, а черные, в свою очередь, – 2 фишки белых. Пусть во время игры было снято еще 10 черных фишек и 2 белые. Тогда всего у белых скажется 18 черных фишек, а черные будут располагать четырьмя белыми фишками.

Теперь черные выставляют все захваченные белые фишки на территорию белых. Белые же смогут из 18 захваченных черных фишек выставить на территорию черных только 14. Наконец передвигаем в пределах одноцветной территории фишки так, чтобы территория имела вид нескольких прямо-угольников (рис. 6), и считаем свободные узлы Черные совсем не имеют территории. Белые имени 30 очков в левом нижнем углу и 10 — в правом верхнем. Кроме того, белые имеют еще 4 черные фишки, для которых у черных не нашлось свободной территории. Следовательно, белые выиграли со счетом 44. Если, просматривая позицию, один из игроков захочет продолжать игру, она может быть продолжена.

Доцент С. РЫШКОВ
Журнал “Юный техник” № 2-62г.

Tags: , ,

Оставить комментарий


Ссылки: