Модель истребителя

16 Февраль 2012
By

Можно ли построить модель реактивного самолета? Да. Но только без сложного реактивного двигателя. Мы предлагаем вашему вниманию миниатюрную модель, которая отдаленно напоминает современный реактивный истребитель. Сила тяги в ней создается винтом, вращающимся внутри фюзеляжа. Там же расположен и моторчик.
Модель движется под действием реактивной струи, получаемой от прососа воздуха через трубу. На входе в трубу (см. рис. 1) установлен входной конус, а за моторчиком — задний обтекатель. Быть может, вы спросите: не увеличивает ли сопротивление летящей модели загромождение входа в трубу? Нет, не увеличивает. Напротив. такая модель летает быстрее модели без входного конуса и обтекателя (рис. 2). Ведь входной конус сглаживает поток, прежде чем он достигает пропеллера, а задний обтекатель выравнивает поток, создает плавное течение за пропеллером, препятствуя образованию вихрей. Такая схема позволяет получить большую скорость с микродвигателем.

Модель предназначена для полета вокруг моделиста или пилона (рис. 3) на шнуре длиной 6—8 м. Характерная особенность модели в том, что она не нуждается в подвижных рулях высоты. Высота полета задается отклонением вниз поворотных крылышек (см. рис. на 3-й стр. обложки).

В горизонтальном полете на модель, кроме силы веса, подъемной силы модели и центробежной силы, действуют еще две уравновешивающие друг друга силы: подъемная сила неподвижного стабилизатора и прецессионная сила. Возникновение последней можно проследить на очень простом примере. Вспомните волчок. Если вы попытаетесь отклонить вертикальную ось вращающегося волчка, то она отклонится не в направлении приложенной извне силы, а в перпендикулярном направлении к ней — в этом и проявляется прецессионная сила.

С летящей моделью происходит то же самое. Роль волчка выполняет вращающийся пропеллер. Его ось все время отклоняется, ведь модель летает по кругу, — следовательно, на нее постоянно действует центростремительная сила, которая порождает прецессионную силу, заставляющую нос подниматься.

Когда модель достигает заданной скорости, сила, действующая на горизонтальный стабилизатор, полностью уравновешивает прецессионную силу, и модель совершает горизонтальный полет. Заметим, что модель, у которой винт вращается против часовой стрелки, если смотреть спереди, должна и лететь против часовой стрелки. Иначе при полете в другую сторону прецессионная сила будет направлена вниз, и модель зароется носом в землю.

Данная модель рассчитана на микромоторчик «Сох-020». Но могут быть применены и более мощные моторчики. При этом необходимо провести центровку модели и подобрать шаг пропеллера, то есть угол установки лопасти по отношению к оси, чтобы он мог работать эффективно на максимальных оборотах. Необходимо также соответствующим образом изменить размеры модели.

Модель изготовлена в основном из бальзы. Фюзеляж склеен из трех изогнутых дощечек. Для склейки фюзеляжа в один цилиндр применена картонная трубка с внешним диаметром 7 см. Два кольца шириной 15 мм, отрезанные от этой трубки, укреплены на концах фюзеляжа и придают ему большую жесткость. Кромки колец округлены для того, чтобы дать возможность воздуху плавно обтекать их. Носовой конус и задний обтекатель — из бальзовых дисков, покрытых тонкой глянцевой бумагой. Задний обтекатель закреплен в двух местах: в передней части фюзеляжа — распоркой, проходящей через обтекатель и укрепленной внутри фюзеляжа, и в задней — к килю.

Точное центрирование заднего обтекателя перед его установкой в фюзеляже произведено по концам лопастей пропеллера, закрепленного на валик моторчика.
Обтекатель и внутренняя поверхность фюзеляжа покрыты топливостойким авиалаком для предохранения их от капель топлива.

Носовой конус прикреплен к фюзеляжу четырьмя стойками. В задней части модели, между обтекателем и внутренней стенкой фюзеляжа, прикреплены поворотные алюминиевые крылышки. Крылья модели — бальзовые, склеены из двух частей и прикреплены прямо к фюзеляжу. Через фюзеляж проходит стальной пруток, который дополнительно укрепляет крылья на фюзеляже. Для доступа к пропеллеру в фюзеляже предусмотрен люк. Раскручивается моторчик спиральным пружинным стартером.

Эта интересная модель имеет некоторое сходство с двигателями современных реактивных самолетов, поэтому считаем, что будущим авиаконструкторам полезно с ней познакомиться.

Автор Ю. Максимов. Рисунки В. Скумпэ
Журнал “Юный техник” № 7-62г.

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: