Модель ракеты

17 Февраль 2012
By

8 апреля 1962 года на станции Силикатная, под Москвой, проходили первые соревнования юных ракетных моделистов Московской области. Соревнования посвящались всесоюзному Дню космонавтики. 150 школьников, представителей 30 коллективов, боролись за право получить приз имени Ю. А. Гагарина. Лучшего результата добился восьмиклассник Саша Касьян.

с Чкаловской станции юных техников. жалась в воздухе 1 мин. 52.8 сек. По положению о соревнованиях модель должна весить не более 150 г. Корпус и двигатель модели не могут быть металлическими. Двигатель должен работать на твердом топливе. Управление стартом дистанционное. Каждая модель испытывалась на продолжительность полета. Учитывалось время от взлета до посадки. Причем приземляться модель должна была только на парашютирующем “устройстве”. Саша Касьян выполнил все эти требования.

Его модель очень проста (см. рис). Корпус ее склеен из двух слоев тонкой чертежной бумаги , головка выточена на токарном станке из березы и облегчена. В головке закреплена палочка, к которой привязаны стропы парашюта и амортизатор (резина). Парашют квадратный (300×300 мм), изготовлен из тонкой материи.

На корпусе укреплены три хомутика из жести. К двум нижним припаяны три стабилизатора, которые обеспечивают прямолинейность взлета. На верхнем и нижнем хомутиках есть кольца, удерживающие модель на направляющей.

Самым сложным в модели является изготовление двигателя. Он представляет собой картонную гильзу охотничьего патрона. 12-го калибра под капсюль «жевело», в гильзу запрессовано специальное приспособление с топливом. Топливо — это смесь из калиевой селитры, дисперсной серы и древесного угля (можно применять медицинские угольные таблетки — карболен). Построить такую модель под силу каждому школьнику.

Для набивки двигателя необходимо выточить матрицу, стержень, контрящую шпильку и два набойника. Кроме того, для завальцевания пыжа в двигателе нужна охотничья закрутка 12-го калибра. После того как вы все подготовили, приступайте к составлению смеси. Каждый компонент отдельно измельчите в фарфоровой ступке до тонкого порошка, просейте сквозь мелкое сито и взвесьте. Селитры берут 75 весовых частей, серы — 12. угля — 35.

После взвешивания все компоненты тщательно перемешайте до однородного состава. Правильно составленная смесь не загорится от спички.
Двигатель набивайте в следующем порядке. Вставьте гильзу в матрицу, заклиньте стержнем и законтрите шпилькой. Подготовленную таким образом гильзу установите нижним толстым конусом в отверстие деревянного чурбака, пня или столярного верстака. Теперь насыпьте в гильзу порцию смеси — 2—3 г. Вставьте длинный набойник с отверстием и начинайте набивать. Вначале молотком сделайте 3—4 слабых удара, а затем 8—10 сильных ударов. Снова засыпьте такую же порцию смеси и повторите набивку. Число ударов должно быть всегда одинаковым, этим вы достигнете равномерной плотности запрессовки. Набивайте так до тех пор, пока не запрессуется стержень, и только после этого начните набивать коротким набойником, насыпая такие же порции смеси. Топливо должно быть запрессовано в гильзу так, чтобы до краев оставалось 8— 10 мм. Сверху оно закрывается пыжом из плотного картона. В пыже есть отверстие диаметром 3—4 мм, о назначении которого расскажем ниже.
Теперь, вынув из матрицы двигатель с пыжом, завальцуйте его охотничьей закруткой. Двигатель готов.

Подготовка модели к старту проводится в следующем порядке. В корпус ракеты сверху заправьте свернутый купол парашюта, уложите стропы и установите головку. Она не должна вставляться плотно, так как это затруднит выбрасывание парашюта. Установив головку, проверьте, не погнулись ли стабилизаторы. Они должны быть установлены строго параллельно оси корпуса ракеты. После такой подготовки в корпус модели снизу вставьте двигатель. Он должен плотно входить в корпус. Для того чтобы ракета в начале полета летела прямолинейно, она стартует с направляющей, изготовленной из 6-миллиметровой трубки. В кольца ракеты пропускают трубку до упора и устанавливают ее на земле вертикально вверх.

Двигатель начинает работать от накала тонкой спирали. закрепленной между двумя проводниками и вставленной в канал двигателя. Проводники через звонковую кнопку соединены с аккумулятором.

Модель готова к старту. Кнопкой замыкается электро цепь, спираль накаляется и поджигает топливо. Резко выбрасывая из сопла струю газа, модель взлетает. На высоте 150—200 м. как только топливо догорит до картонного пыжа, газы через отверстие в нем попадут в корпус и выбросят головку с парашютом. Чтобы газы и искры не сожгли купола парашюта. Саша Касьян на своей модели в корпусе посредине установил подвижкой цилиндр из пенопласта.

Напоминаем всем ребятам, что готовить двигатель и запускать модель разрешается только вместе с руководителем кружка или с преподавателем.

Автор В. ЕСЬКОВ
Журнал “Юный техник” №7-62г.

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: