Мини – кар

16 Апрель 2012
By

Мини-кар «Гжесь» может сделать каждый, кто умеет пользоваться напильником и ручным сверлом. Все узлы мини-кара продуманы так, чтобы возможные неточности выполнения не повлияли на их работу. На чертеже показано, как выглядят отдельные части мини-кара, а объяснения помогут устранить многие возникающие сомнения. На чертежах даны только основные размеры. Остальные размеры вы должны подобрать самостоятельно, что не представит особых трудностей. Предлагаемое решение, хотя оно и тщательно продумано, — отнюдь не единственный вариант. Вы можете сами внести разные изменения и поправки.


Расскажем вкратце, как смастерить мини-кар.

КОЛЕСА

Удобнее всего начинать строительство мини-кара с колес. Покрышки с камерой, обручи и спицы можно купить в магазине. Остается сделать ступицы. Каждая ступица состоит из трубы и двух вырезанных из жести фланцев. Наружный диаметр трубы должен равняться 25 мм при толщине стенок 2,5 мм. Фланцы из 3-миллиметрового листа должны иметь внутренние отверстия для насадки на трубу, и небольшие отверстия по окружности, расположенные на диаметре около 60 мм (12 на каждом фланце) для закрепления спиц. Размещение этих отверстий и расположение фланцев (расстояние между ними — не менее 74 мм) как на обычном велосипеде. Фланцы надо припаять к трубе ступицы. Не беспокойтесь, если они деформируются во время сварки. Все отклонения будут исправлены при центрировании колес, которое проводится так же, как а велосипеде.

—————————————
Силиконовый клей – герметик локтайт используется в различных ситуациях. Это и фиксаторы резьбовых и цилиндрических соединений, герметики для труб и различных соединений, а также противозадирные составы.
—————————————

ЗАДНЯЯ ОСЬ

Оси задних колес (как и передних) сделайте из стали 85 или аналогичной. Диаметр оси — 12 мм. При изготовлении осей придется воспользоваться помощью токаря. Если от размера внешнего диаметра возможны отклонения, то на обточку поверхности оси, от которой зависит ведь сила трения, — надо обратить особое внимание.

ВТУЛКИ

Скользящие элементы — втулки с фланцами сделайте из так называемого турбакса. Можно использовать для этого, конечно, и бронзу. Внешний диаметр втулки должен быть таким, чтобы ее можно было прочно вставить в трубу ступицы колеса. После помещения втулки в ступицу надо подогнать внутренний диаметр и оси, используя развертку, лучше всего регулируемую расточную развертку так, чтобы колесо свободно вращалось на оси.

Обе короткие задние оси вставьте в трубу задней оси и приварите их пробочными швами. Внешний диаметр трубы задней оси 25 мм, толщина стенки 1.5 мм. Эти размеры можно, конечно, несколько изменить, подгоняя к ним остальные детали. Все размеры длины задней оси рассчитаете без труда, помня, что расстояние между колесами составляет 800 мм.

К трубе задней оси приварите сделанные из 3-миллиметровой жести держатели, с помощью которых соедините шурупами ось рамы мини-кара. При этом обратите внимание на то, чтобы швы, соединяющие держатели с трубой оси. шли не по всей окружности, а только спереди и сзади трубы, если смотреть на мини-кар сверху. К трубе задней оси приварите (как указано ранее) кожух тормоза, который будет не только предохранять его, но и обеспечивать нужное расстояние задней оси от трубы тормоза.

ТОРМОЗА

Барабан тормоза, соединенный тремя болтами Мб с фланцем ступицы заднего колеса, сделайте из водонепроницаемой фанеры. Здесь придется обратиться за помощью к столяру. К внешней поверхности барабана прикрепите шурупами фрикционные накладки от мотоцикла (три штуки па один барабан). Ленту тормоза, сделанную из жести толщиной около 0,8 мм прикрепите одним концом к трубе тормоза, а другим подвижным концом соедините с рычагом трубы тормоза с помощью болта М6, который служит для регулировки. Ленту необходимо загнуть таким образом, чтобы при отсутствии торможения она нигде не прикасалась к барабану. Из стального листа сделайте держатели трубы тормоза. Два из них приверните болтами к кожуху тормоза, а два — шурупами к раме. Труба тормоза должна свободно, однако без излишних зазоров, вращаться в держателях.

РАМА

Раму выполните из деревянных брусьев размером 55 х 35 мм, длина которых подбирается в зависимости от роста водителя.

Конечно, раму, в случае необходимости можно удлинить, однако, только спереди, не изменяя расстояния между осями. Форма рамы и сиденья для водителя, а также основные размеры показаны на чертежах. Отдельные детали рамы соединяются с помощью шурупов.

Для большей прочности можно применить также столярный клей.

Изучая форму рамы и сиденья, не забудьте, что водитель находится в мини-каре в лежачем положении. Прикрепленные по обеим сторонам сиденья (между сиденьем и задними колесами) боковые части пола служат для разгона мини-кара на старте.

ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ

Поворотные цапфы передних колес сделайте из 4-миллиметрового стального лист» Обратите внимание на то, что их форма (как поворотных цапф, прикрепляемых к оси колеса, так и к трубе передней оси) одинаковая, разница между ними заключается в отверстии, проделанном для вварки оси. Важно, чтобы шкворень поворотной цапфы был наклонен под углом 5. Столь же важно правильно установить переднюю ось по отношению к раме: шкворень поворотной цапфы должен находиться под углом 3° к перпендикуляру (нижняя часть шкворня выдвинута кпереди).

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Выполнение системы управления также не должно представлять трудностей. Рулевой стержень сделайте из стальной трубы, к которой приварите с одной стороны ступицу рулевого колеса, а с другой стороны — стальной рычаг, соединенный с коротким рулевым стержнем. Рулевое колесо вырежьте из водонепроницаемой фанеры толщиной не менее 14 мм. Часть колеса можно обмотать шпагатом, лейкопластом или другим материалом для того, чтобы было удобнее держать его в руках.

Одну из наиболее важных деталей мини-кара — рулевую тягу сделайте из двух купленных промежуточных стержней механизма управления коробки передач, которые продаются вместе с небольшими шаровыми шарнирами. Надо только изменить длину этих стержней: купленный стержень разрежьте посередине и приварите в этом месте трубку соответствующей длины. Трубка должна иметь диаметр не менее 12 мм и толщину стенки 1 мм.

ОТДЕЛКА

Остается еще сделать простую тормозную педаль с соединительной тягой, прикрутить крючок дли буксировки и установить держатели для стартового номера. Все детали мини-кара покройте краской для предохранения металла от коррозии, а древесины от намокания. Теперь ваш мини-кар выглядит очень красиво. Сиденье водителя можно обить. Если хотите, можете сделать аэродинамический корпус.

Очень важно точно отрегулировать длину рулевого стержня, благодаря чему достигается параллельная установка передних колес (допустимое схождение колес спереди машины 1 мм). Надо помнить, что даже небольшое нарушение их параллельности значительно увеличит сопротивление и приведет к снижению скорости.

Строя мини-кар, помните о том, что здесь нужна большая тщательность исполнения, а то вместо красивой спортивном машины у вас получится неуклюжее сооружение, скрепленное в спешке проволокой.

ТАДЕУШ РИХТЕР

Журнал “Горизонты техники для детей” №12-73г.

Tags: , , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: