Мозаика древнего мира

6 Июнь 2012
By

Мозаика — древний вид декоративного искусства. Вы, конечно, знаете, что мозаичную картину набирают из специально приготовленных цветных деталей. Их “приклеивают” особым раствором к основанию в соответствии с нужным рисунком или узором.

 

 
Первые мозаики появились, по всей вероятности, в Месопотамии. В середине VI тысячелетия юг Месопотамии населял талантливый и до сих пор загадочный народ — шумеры. Они создали высокоразвитую культуру и искусство. Среди развалин прекрасных шумерских городов археологи и нашли предметы, покрытые мозаикой. При раскопках под руководством Леонарда Вулли в 1922 — 1934 годах были найдены гробницы правителей города Ур. В царских гробницах было много великолепных предметов и украшений, в их числе, музыкальные инструменты — арфы. Правда, деревянные рамы инструментов не сохранились, остались лишь пустые места в земле. К счастью, Вулли обратил внимание на вертикальное отверстие — след от плеча арфы — и залил его жидким гипсом. К гипсу прочно приклеились мозаичные узоры и золотая голова быка, некогда украшавшая арфу спереди.

 
Таким необычным образом удалось получить полную отливку арфы, насчитывающей около пяти тысяч лет. Мозаика на арфе выполнена из лазурита, перламутра, раковин и цветных камней. Мозаичные картины, расположенные вертикально, изображают один из подвигов легендарного правителя Гильгамеша. усмирившего двух быков с человеческими головами, другие иллюстрируют давно забытые сказания: лев и собака идут на задних лапах и бережно несут столовые приборы, осел играет на арфе, а перед ним неуклюже танцует медведь.

 
Отливка арфы из города Ур — один из самых ценных экспонатов коллекции предметов шумерского искусства Британского музея в Лондоне.
Единственная хорошо сохранившаяся мозаика из царских гробниц Ура — знаменитый „царский штандарт”. Его назначение остается неизвестным. „Штандарт” состоит из шести горизонтальных мозаичных полос с изображением различных сцен, повествующих о „войне и мире” и могуществе непобедимого царя. Двухсторонняя панель мозаики площадью 20 х 48 см инкрустирована лазуритом. Фигурки людей и животных сделаны из перламутра, раковин и приклеены битумом к деревянной основе.

 
Не менее прекрасна мозаичная таблица, найденная в городе-государстве Мари, расположенном вдали от Шумера, в среднем течении реки Ефрат. На этой таблице, к сожалению, значительно хуже сохранившейся, на лазуритовом фоне выступают фигуры мужчин и женщин с необыкновенными прическами, в роскошной одежде. Есть там ложе с ножками в виде бычьих ног, трехногий стул и еще какие-то загадочные предметы, выполненные из слоновой кости, раковин, кварца и золота.

 
А теперь перенесемся в один из древнейших городов Ассирии Нине-вею, куда сразу же после восшествия на престол перенес свою столицу царь Синаххериб (404—681 гг. до н.э.). Он распорядился построить в Ниневее новый дворец. Руины некогда блиставшей великолепием царской резиденции сохранились до наших дней. Там были обнаружены фрагменты великолепных мозаик с характерными для них желтым, черным и темно-фиолетовым тонами.

 
Подлинного расцвета мозаика достигла в Древней Греции. Оттуда мы продолжим рассказ об этом виде изобразительного искусства.
В странах, тяготевших к греческой культуре, большое распространение получили мозаичные полы, сочетавшие красоту и практичность. Их было легко содержать в чистоте, они были прочными и прохладными, не боялись дождя. Кроме того, узор мозаичного пола заменял ковры или цветные узорчатые ткани, которыми покрывали полы.

 
Древнегреческие мозаики набирались из обкатанных морской водой камней и гальки, которые иногда специально собирали и привозили издалека.
Пол под мозаику делали из нескольких слоев известкового раствора, или смеси известкового раствора с кирпичной крошкой.

 
Сначала мастер чертил на высохшем нижнем слое контуры рисунка, а затем небольшими порциями наносил влажный известковый раствор (верхний слой) и вдавливал в него подобранные по рисунку и цвету камешки и гальку. Чтобы явственнее обозначать контуры, например, черты лица, форму глаз, уши, мастер использовал свинцовые или бронзовые пластинки, а пряди волос изображал с помощью полос терракоты.

 
Хотя выбор цветов был весьма ограничен, а голыши не слишком точно прилегали друг к другу, мозаичникам удавалось создать из столь незатейливых естественных материалов гармоничные узоры и сложные многофигурные композиции.

 
Об этом свидетельствуют каменные мозаики из города Пелла, древней столицы Македонии. Это самые старинные и, пожалуй, самые прекрасные образцы произведений, выполненных в описанной манере. Мозаики из Пеллы открыл в 1957—1961 годах греческий археолог Фотиос Петсас. Восхищаясь ими, люди не замечают всех технических трудностей, с которыми приходилось сталкиваться древним мастерам.

 
На одной из мозаик изображена сцена охоты на оленя. Есть и подпись, выполненная из цветного камня: „Споз1з ероезеп”. что означает „Гносис исполнил”. Такая авторская подпись — огромная редкость, ведь произведения мозаичников ценились гораздо меньше труда живописца или скульптора, имена их не сохранились.

 

Гносису прекрасно удалось передать игру света и тени, мускулистые тела молодых охотников, положение складок на хитонах. А ведь в распоряжении художника было всего два цвета и несколько оттенков!

 
На другой мозаике из Пеллы — бог вина Дионис, любимец древних греков, на приготовившейся к прыжку пантере. Галька, из которой сделана мозаика, черно-голубая, серо-голубая, коричнево-желтая и белая. Только венок на голове Диониса и тирс с лентой — два самых ярких цветовых пятна — выполнены из керамических кусочков и мелких бусинок неизвестного состава. И эта картина, несмотря на ограниченность цветовых возможностей, получилась необычайно живая и выразительная, что говорит об огромном таланте неизвестного художника, живи!его во времена Филиппа Македонского.

 

Техника каменной мозаики постепенно совершенствовалась. Художники перестали ограничиваться простым подбором камней в их естественной форме. Они стали рубить камни пополам или придавать им вид грубо отесанных брусочков величиной 2—3 см. А в первой половине III века до н.э. появилась новая техника: мозаику стали набирать из специально обработанных мелких четырехугольных кусков камня.

 
Их можно было очень точно пригонять друг к другу и тем самым точно следовать заданному узору. Кусочки делали разной величины: для фона — покрупнее, для человеческих фигур, животных и отдельных деталей — помельче или совсем мелкие. Изготовляли мозаичный материал из разных камней — разноцветных кальцитов, известняков, зеленых и синих минералов, обломков горных пород. Широко использовали также стеклянную голубую и зеленую массу, а также голубое вулканическое стекло. Кубики из терракоты, покрытые синей глазурью, прекрасно имитировали лазурит.

 

Мозаику набирали на тщательно подготовленном основании, состоявшем из нескольких слоев: утрамбованной земли, слоя камней, двух-трех слоев глиняного и известкового раствора, и, наконец, гладкого покрытия из белого высококачественного стука . Кубики мозаики вдавливались непосредственно в белое покрытие на глубину одного или более см. Поверхность шлифовали и полировали мелким песком и пемзой, все время поливая мозаику водой. В результате краски мозаики оживали, а отполированный пол блестел как зеркало.

 
О технике работы мастеров-мозаичников мы можем только догадываться: история не сохранила описаний их труда, почти не уцелели и инструменты. По-видимому, не всю мозаику набирали» прямо на полу. Наиболее сложные части собирали в мастерской. Сначала делали несколько экземпляров цветных рисунков на папирусе или холсте. Центральную часть мозаики, нарисованную в обратном изображении, делили на части и нумеровали. Деление, скорее всего, было не механическим, а „тематическим”. Например, голова, корпус, оружие, колесо повозки. Деление и нумерацию переносили на другой, неразрезанный экземпляр рисунка, который одновременно служил колористическим образцом. Отдельные фрагменты передавали ремесленникам. Каждый из них раскладывал свою часть рисунка на столе, покрывал клеем и укладывал на нее кусочки мозаики лицевой стороной вниз, все время сверяясь с образцом. Наклеенные на „картон” фрагменты мозаики поступали на место работ, где опытный мастер с подмастерьями переносил их на влажное основание „картоном” кверху в соответствии с цельным цветным образцом с нанесенной нумерацией. Затем картон отмачивали, снимали и приступали к чистке и полировке поверхности мозаики.

 

Менее сложную мозаику не слишком большого размера (очень модными были небольшие мозаики, разбросанные по полу, как нарядные коврики) мастер собирал на месте, а часто повторяющиеся простые декоративные мотивы делал по металлическому трафарету. Около 200 года до н.э., то есть вскоре после введения рубленных кубиков, возник новый, усовершенствованный вид мозаики.

Четырехугольный кусочек-деталь уступает место самым разнообразным формам: мастер вырезает из блестящих осколков камня пластинки, кубики, цилиндры разной величины. Теперь узор выкладывается куда точнее, передаются мельчайшие детали: глаза, руки, украшения. Поэтому новая техника была и более трудоемкой и более дорогостоящей. С ее помощью выполнялись либо небольшие фигурные мозаики (их называют медальонами), либо центральная фигура крупной композиции.
Медальоны, по-видимому, делали в мастерских, используя пластинки из камня или терракоты, вложенные в неглубокий деревянный ящик с крышкой. Пластинку покрывали стуком „высшего сорта” и на нем набирали мозаику. Ценную мозаику, предохраняемую деревянным ящиком, переносили в нужное место, ящик разбирали, а медальон укрепляли на полу.

 
„Картину из камня” обрамляли геометрические или растительные орнаменты.
Медальоны, как правило, копировали наиболее известные произведения станковой живописи. (Благодаря этому нам известно, как выглядели хотя бы некоторые из картин крупнейших древнегреческих художников). Ценные медальоны иногда даже вырезали и переносили из одной мозаики в другую. Чтобы усилить сходстве с живописью, пользовались чрезвычайно мелкими мозаичными деталями. Так, например, в некоторых медальонах на поверхности в 10 см2 помещается 206—523 деталей. Отдельные кусочки мозаики не превышают 2—3 мм, а чтобы выложить один глаз, потребовалось от 50 до 70 штук.

 

Так создавался на полу прочнейший разноцветный ковер — великолепная мозаика, поражающая нас сегодня и необычайным художественным мастерством, и переливами немеркнущих красок.  Из Древней Греции искусство мозаики перенеслось в Рим, а оттуда — в Византию.

 

Подсказка :  Стук — масса, сделанная из гипсового, известкового или гипсово-изиесткоиого растнора с добавлением мелкозернистого песка, мраморной крошки или без их добавления. Обычно масса белого цвета, при желании можно ее окрашивать в разные цвета.
Тирс — жезл Диониса и его спутников, изображаемый в виде палки, увитой плющом, листьями винограда и увенчанный сосновой шишкой.

Журнал “Горизонты техники для детей” № 3-87г.

Tags: , ,

Оставить комментарий


Ссылки: