Модель самолета “Жучок”

20 Июнь 2012
By

Предлагаем вниманию вашего школьного кружка самоделок летающую модель на привязи с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом 2,5 куб. см, например, типа МК-12 В. „Жучок” — так называется этот самолет. Он состоит из следующих частей (рис. А): фюзеляжа 1, узла привода 2, топливного бака 3, крыла 4 (прикрепленного резинкой 8), горизонтального стабилизатора 5, руля высоты 6, горизонтального стабилизатора 7, главного шасси 9 и полоза 10.


Фюзеляж 1 сделайте по рисунку Н из липовой доски 1.1 толщиной 10 мм, пенопластовой плиты 1.2 толщиной 10 мм (приклеиваемой клеем „викол”) и сосновых реек 1.3 сечением 10 х 3 мм. В задней стенке липовой доски сделайте гнезда для соединения реек с передней частью фюзеляжа. К передней части моторамы с двух сторон приклейте накладки 1.4 из фанеры толщиной 2 мм. Шасси 9, топливный бак 3, крыло 4. оперение 5, 6, 7 и хвостовой полоз 10 прикрепите в местах, показанных на рисунке С. Размеры передней части моторамы (ширину „а”) подгоните к двигателю. Отверстия диаметром 3 мм служат для крепления двигателя, образующего в сочетании с воздушным винтом узел привода 2. Снизу к фюзеляжу прикрепите рычаг руля управления 1.5 (рис. D) в отверстии диаметром 3 мм, высверленном в фюзеляже. Для этого возьмите болт МЗ х 20 с шайбами и гайкой (рис. Н и I). Тяги привязи соедините с рычагом (рис. К и Е).

 


Крыло 4 (рис. В) сделайте из пенопласта. Оно прямоугольного очертания и склеивается из одиннадцати сегментов 4.1, вырезанных из пенопласта соответствующего профиля (рис. С). Для этого понадобятся специальный лобзик  и соответствующий шаблон из тонкой фанеры. Техника работы показана на рис. А. В одном серединном сегменте крыла следует вырезать только верхнюю часть профиля, нижнюю же оставить прямоугольной. Затем сегмент дополнительно оклейте листом чертежной бумаги. Такие операции играют двоякую роль. Во-первых, усиливают крыло, прижимаемое в этом месте резинкой 8. Во-вторых, помогают правильно его установить: ось профиля должна совпасть с осью фюзеляжа и валика электродвигателя. Собирают крылья на простой монтажной доске (рис. Р), пользуясь клеем „викол” (видимо, вы уже знаете, что все клеи, разбавляемые ни-тро-растворителем, разрушают пенопласт). Крыло усильте передней рейкой 4.3 (сосновая рейка 5×5 мм), двумя лонжеронами 4.4 (сосновая рейка 5×3 мм) и рейкой обтекания 4.5 (сосновая рейка 10×3 мм) — рис. А и С.


К одному концу крыла приклейте направляющую тяг привязи 4.2 из фанеры толщиной 1,5 мм, а ко второму — 15-граммовый свинцовый груз, чтобы уравновесить вес лееров привязи. Тяги, сделанные из стальной проволоки, пропустите через отверстия диаметром 1 мм в рычаге, загните, обмотайте их тонкой медной проволокой и припаяйте. Тогда они будут закреплены очень прочно и не отогнутся. Второй конец лееров протяните через направляющую 4.2 и изогните по форме, показанной на рис. Е.
Горизонтальный стабилизатор 5 и руль высоты 6 также вырежьте из пенопласта — 5.1 и 6.1 толщиной 5 мм и усильте их приклеенными рейками 5.2 и 6.2 сечением 5×5 мм. Непосредственно за передней кромкой руля высоты прикрепите (точно перпендикулярно) сделанный из фанеры 2 мм рычаг 6.3. Вклейте его в продольное прямоугольное отверстие, сделанное надфилем в уже приклеенных накладках жесткости 6.4 (рис. 1).

 
Соедините руль со стабилизатором полосками нейлоновой ткани (рис. М). Когда клей высохнет, приклейте к концу фюзеляжа сначала стабилизатор, потом средний рычаг руля управления соедините с рычагом руля высоты толкателем 1.6 из проволоки диаметром 2 мм (например, из велосипедной спицы, рис. К).

 

 

Длина толкателя должна быть подобрана так, чтобы при нейтральном положении рычага руля управления 1.5 (его продольная ось совпадает с осью фюзеляжа) руль 6 тоже принимал нейтральное среднее положение. Отклонения его вверх и вниз должны быть одинаковыми (в крайнем случае отклонение вверх может быть чуть больше).
Вертикальный стабилизатор 7 — такой же, как горизонтальный. Приклейте его вертикально (перпендикулярно к плоскости фюзеляжа) с отклонением около 70° относительно продольной оси модели — тыльная его часть должна находиться вне окружности, по которой будет передвигаться самолет (рис. С).

 
Тщательно отшлифовав детали модели, приступите к ее оклеиванию. Лучше всего для этого взять тонкую гладкую цветную бумагу. Смажьте поверхность модели клеем „викол” консистенции жидкой сметаны (по надобности разбавьте его водой) и наложите на нее тонкую бумагу; верхнюю и нижнюю поверхности крыла оклейте отдельными листами бумаги. Места, в которых бумага плохо прилегает, осторожно прижмите кисточкой.

 
Когда клей высохнет (примерно через 12 часов), все оклеенные поверхности смажьте жидким клеем „викол”. Чтобы крылья не коробились, их на это время следует прикрепить к монтажной доске. А чтобы крыло не приклеилось к доске, подложите под него полиэтиленовую пленку. Через двое суток покрасьте за два раза модель лаком „хемосил” или подобным (помните: нельзя употреблять ни лак, ни краску „нитро”).


Когда установите двигатель с воздушным винтом, приступайте к летным испытаниям модели. Лучше для этого дождаться безветренной погоды. При испытаниях пользуются стальными тросами диаметром 0,3— 0,4 мм длиной 15—16 м, но строго одинаковой. Их концы загните в окружность диаметром 5 мм, обмотайте их тонкой медной проволокой и запаяйте оловом — у вас получатся круглые „глазки”. Глазки тросов прикрепите к булавкам: один к заканчивающим тяги (рис. А и Е), другой к выступающим из захвата, который держат в руке. Двигатель должен работать на максимальных оборотах. Вы убедитесь, что „Жучок” очень хорошо летает и даже выполняет простые фигуры высшего пилотажа.
БОГДАН ВЕЖБА

Журнал “Горизонты техники для детей” №2-87г.

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: Спортивный магазин силовые тренажеры, купить спортивные тренажеры "ООО "Олиантиа"".