Моторная лодка аэро

25 Июнь 2012
By

Предлагаем вам сделать модель плавающей моторной лодки. Механизмом привода в ней служит винт, которому сообщает движение двигатель внутреннего сгорания рабочим объемом 2,5 см3 (наиболее распространенные типы — КМВ-2,5 и МК-12W). Применим и электродвигатель, но тогда придется уменьшить вес модели: например, корпус не более 300 мм в длину сделать из пенопласта.


Модель может управляться программатором по радио или плавать на привязи.  Для изготовления модели потребуются: инструменты для моделей, двигатель внутреннего сгорания 2,5 см3 с винтом, пенопласт, модельный картон толщиной 0,8—1 и 2—2,5 мм, 5 и 10 мм, несколько велосипедных спиц, клей для дерева (лучше всего „Момент”) — обязательно водостойкий.


Работу начинают с корпуса. Начертите в масштабе 1:1 шпангоуты 2—9 и боковые плиты и вырежьте их лобзиком. Нижний край шпангоутов 7 и 8 поднимите на 5—10 мм над поверхностью шпангоута 9, чтобы свободно могли вытекать остатки несожженного топлива. (Если вы решите построить модель, управляемую программатором, нужно соответственно .подогнать горизонтальные плиты 10 и 11 из фанеры толщиной 2 мм, служащие для крепления управляющих устройств).

 


В плите 9 высверлите отверстия диаметром 2 мм для крепления опоры 19 нижней петли руля, а в обеих боковых плитках — отверстия диаметром 3 мм на таком же расстоянии друг от друга, как в кожухе винта.
Перед склеиванием корпуса произведите пробный монтаж, если нужно, то даже несколько раз (с подгонкой управляющих механизмов). Убедившись, что все подогнано надлежащим образом, склейте корпус. После вклеивания моторамы 13, сделанной из фанеры толщиной 10 мм, усильте ее по всему периметру тонкими гвоздями.
В щели боковых плит 1 вклейте плитку 14 из фанеры 5. Эта плитка будет исполнять функцию лонжерона для пенопластовых поплавков 15. Установив положение приводного двигателя 30, высверлите в мотораме 13 отверстия диаметром 3 мм. Двигатель нужно установить точно по продольной оси модели на резиновых подушках 36 толщиной 1 мм. Соединение 34 состоит из винта МЗ х 25, обычней и пружинной шайб и гайки.
Затем сделайте руль направления 16 с обивкой. Перо вырежьте из фанеры толщиной 5 мм по чертежу С. На петли пойдет проволока диаметром 1,5—2 мм, расклепанная на Одном конце так, чтобы можно было наложить взаимодействующие элементы 17 и 19. Соберите элементы 18 и 21, а затем вгоните их в соответствующие отверстия (наполненные клеем) в руле 16 и мотораме 13. Припаяйте опорную шайбу 23 к оси руля 21, а толкатель 22 (из велосипедной спицы) соедините с рычагом руля, используя шайбу 23 и оловянный припой. Свободный конец толкателя 22 загните под углом 90° в сторону борта, отрезок длиной около 15 мм выведите наружу. В борту 1 выпилите щель длиной 40 мм. Толкатель, туго перемещающийся в ней, изменяет отклонения руля, а тем самым регулирует натяжение троса привязи 27. Помните, что руль можно отклонять только к наружной стороне окружности, по которой будет передвигаться наша лодка, ни в коем случае в обратном направлении!

 

В верхней части корпуса сделайте контрольно-монтажный паз с крышкой, которую легко снимать. (Лучше всего это сделать во время обклеивания периметра корпуса фанерой 12 толщиной 0,8—1 мм). Обратите внимание на поперечную (относительно длины модели) укладку, сделанную из фанеры. Но прежде чем обклеивать корпус фанерой 12, прикрепите винтами 20 опору 19.
Для топливного бака 28 размерами 20 х 30 х 60 мм понадобится латунная пластинка толщиной 0,3 мм или консервная банка. Сделав пайку по чертежу, проверьте плотность бака. На чертежах показан способ его крепления. Разумеется, закрепить можно и по-другому, но нужно помнить, что уровень топлива должен быть не гвыше 5 мм над осью карбюратора.
Пользуясь пилкой для пенопласта,  вырежьте поплавки 15. Пропилите пятимиллиметровую щель и вставьте в нее лонжерон 14, а поплавки приклейте клеем „Момент”, так как он не разрушает пеностирол, к боковым плитам корпуса. Для защиты от разрушающего действия нитрокрасок поплавки обклейте бумагой „натрон” (ее можно распознавать по характерным полоскам). Поверхность пенопласта смажьте жидким казеиновым
клеем, а затем наложите влажную бумагу, чтобы она хорошо прилегала.
Модель покрасьте цветными нитрокрасками (на время этой работы не забудьте вынуть двигатель).
Двигатель соедините с топливным баком игелитовой трубкой 35 диаметром 4 мм,  после чего прикрепите винт 31, имеющий диаметр 200 мм, и  шаг 100—120 мм.
Следующая операция — крепеж к зацепам 23 уздечки из двух кусков стальной проволоки диаметром 0,5 мм и длиной около 500 мм, законченных сцепляющим штифтом 26. Зацепы 24 монтируйте в самом конце, так как высоту, на которой они крепятся, подбирают экспериментально. Боковые плиты модели, подвешенной на тросах уздечки, должны быть ,параллельны горизонтали, а главная плоскость пенопластовых поплавков — перпендикулярна к ней.
Более опытным конструкторам советуем применить в двигателе привода дроссельный клапан, регулируемый классической системой управления моделями, летающими на леере. Благодаря этому, легко и плавно изменяется скорость движения модели. Дроссельный клапан можно приобрести в магазинах (к двигателю КМД-2,5) или сделать самому по описанию.
Э. Б. ВЕЖБА

Журнал “Горизонты техники для детей” №1-89г.

Tags: , , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: