Аэросани

29 Июнь 2012
By

Эта модель приводится двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом 2,5 см3 (наиболее широко применяется в настоящее время тип МК–12W) и имеет программное управление — программатор. Думается, такая модель аэросаней заинтересует многих из вас.

 


Модель можно запускать и с леером. Для этого достаточно простоя защепки для веревки. А если у вас есть устройство для дистанционного управления, например, Пилот-2, вы можете построить дистанционно-управляемую модель.

 
Для постройки модели вам понадобятся: модельные инструменты, двигатель внутреннего сгорания 2,5 см3 с винтом, два электродвигателя 4,5 В 3000 об мин, рейки из твердого дерева, модельная фанера толщиной 0,8 — 1 мм, 2 — 2,5 мм, 5 мм и 10 мм, куски стальной пружинящей проволоки диаметром 2,5 мм, несколькт велосипедных спиц и клей („викол”, „момент” и казеиновый).

 
Сборку начните с исполнительного механизма (рис. 3). Во время работы обратите внимание на осевую установку элементов 4, 5, 6 и 7 с электродвигателем МW. Перед пайкой ползунка трубку 6 (из стержня шариковой ручки) следует очень тщательно промыть денатуратом. Передвижной узел ползунка должен перемещаться без сопротивления. На фанерной (или из твердого дерева) подставке 1 установите расстояние между рейками 2 и ширину выреза так, чтобы ось двигателя МW, опирающегося на края выреза, оказалась на высоте 5 мм над поверхностью подставки 1. Кроме того, ширина подставки должна быть минимальной, иначе трудно вставлять исполнительный механизм в модель.

 


Потом приготовьте элементы программного управления — программатора, конструкция и принцип дейсг-вия которого были подробно описаны в октябрьском номере.
Единственная разница заключается в программе, „записанной” на печатной плате. Дорожки делайте очень аккуратно, чтобы не повредить дви-гатель сервомеханизма. Дело в том. что двигатель МW при скорости вращения 3000 об/мин, то есть 50 об/сек, перемещает золотник со скоростью 2 мм сек. В свою очередь, тяговый винт программатора перемещает гайку со скоростью 2 мм сек. Значит для того, чтобы двигатель МВ переместил золотник сервомеханизма на 20 мм и выключился, не заблокиро-вавшись механически, дорожка, включающая двигатель МW (в одном или втором направлении), не должна быть длиннее 2 мм. При этом принимаем, что оба двигателя вращаются с одинаковой скоростью, и шаги обоих тяговых винтов составляют 0,4 мм (резьба М2).

 
Предложенная система дорожек представляет собой запись трассы в форме прямоугольной восьмерки. Золотник совершает путь в 82 мм, тем самым программа длится 41 сек.
При монтаже управляющего устройства нужно обязательно применять резиновые прокладки, сделанные из старой велосипедной камеры, чтобы устранить вибрации от двигателя внутреннего сгорания.

 


Сборку фюзеляжа с саночным амортизированным шасси (рис. 1 и 2) начните с вычерчивания в масштабе 1:1 всех шпангоутов 25—32 и боковых плит 33.
Две горизонтальные плиты 41 и 42 (из фанеры толщиной 2 мм), к которым вы будете крепить сервомеханизм и программатор, требуют подгонки. Это сравнительно простая операция, она зависит от размеров ранее собранных механизмов. В плитах 41 и 42 вырежьте большие отверстия для снижения веса (так же, как в шпангоутах). Расположите их так, чтобы можно было беспрепятственно встрэ ить устройства управления и обеспечить удобный доступ к 4 батареям питания (3 R 12).

 
Прежде чем приступить к склеиванию фюзеляжа, произведите пробный (если нужно, несколько раз) монтаж, совмещая его с подгонкой механизмов толкателей и управляющих рычагов. Лишь убедившись, что все правильно, склейте „виколом” шпангоуты и горизонтальные плиты с боковыми плитами фюзеляжа.
К шпангоуту 25 прикрепите заранее брусок 40 (размеры 15 х 15 х 60), вырезанный из твердого дерева, вместе с закрепленной ногой 21. Мотораму двигателя 43, сделанную из фанеры толщиной 10 мм, вклейте клеем „момент” и по всему периметру пробейте ее мелкими гвоздями.

 
В щель хвостовой части фюзеляжа вклейте плиту шасси 24 из фанеры толщиной 5 мм (предварительно высверлив необходимые отверстия), а также , горизонтальный шпангоут 32. В этом шпангоуте должен быть выпиленный продольный вырез для свободного вращения прикрепленного к нему (на кронштейне из угольника) рычага дросселя 11.

 
Шпангоуты 30 и 31 советую  сделать с нижним ребром, поднятым примерно на 5—10 мм над поверхностью шпангоута 32, благодаря чему будут вытекать остатки несгоревшего топлива (масла).

 

К шпангоуту 30 прикрепите дроссельную заслонку карбюратора 10. Подбирайте длину дистанционной втулки так, чтобы заслонка поворачивалась по касательной к торцевой поверхности жиклера карбюратора.

 
На рисунке 3 приведены размеры дроссельной заслонки, соответствующие двига телю типа МК-12W. Отверстия диаметром 1 мм, нужные для установки двигателя, высверленные на радиусе R =  20, следует подобрать опытным путем. Я советую начать с высверливания отверстий 0,5 мм и, по необходимости, увеличивать их, если двигатель гаснет на низких оборотах (при полностью закрытой дроссельной заслонке, когда двигатель забирает воздух именно через эти маленькие отверстия).
Определив положение двигателя внутреннего сгорания, высверлите в мотораме 43 отверстия диаметром 3,2 мм. Для продольной устойчивости очень важно установить при водной двигатель точно на продольной оси модели и закрепить его «а резиновых подушках 44 толщиной 2 мм болтами МЗ с обычными, а затем пружинящими шайбами (обязательно) и гайками МЗ.

 
Чтобы облегчить обслуживание модели, сделайте два контрольно-монтажных люка — на верхней и нижней поверхности фюзеляжа — с легко снимающимися покрытиями. Проще всего это сделать при обклеивании фюзеляжа по периметру фанерой толщиной 0,8 — 1 мм. Обратите внимание на поперечное к длине модели расположение слоев фанеры.

 

 

Полозья 23 изготовьте по рисункам 1 и 2. Перед формовкой полозьев полосы фанеры замочите в горячей воде и держите их около 10 мин. Непосредственно перед нанесением казеинового клея на соединяемые элементы вытрите их сухой тряпкой.
Топливный бак 38 сделайте из латунного листа толщиной 0,3 мм или из консервных банок. После пайки проверьте прочность бака.
На рисунках 1 и 2 показан способ крепления топливного бака. Разумеется, это один из многих вариантов. Но если вы решите крепить по-другому, не забывайте, что уровень топлива (при полной заправке) должен быть выше оси карбюратора. Когда вы прикрепите их к плите шасс 1 („стабилизатору”) и оплетете сапожной нитью или намоточной проволокой диаметром 0,5 мм, место оплётки залейте клеем.

 
Между свободным концом управляющего рычага 20 и боковой стенкой фюзеляжа закрепите податливую стягивающую пружинку 45.
Узел пружины — рычаг — должен находиться на одной оси, чтобы полозья легко возвращались в нейтральное положение.
Отшлифовав модель, покрасьте ее нитролаком. Если вы взяли двига тель с калильным зажиганием, модель следует покрасить бесцветным химореактивным лаком, так как „калильное” топливо нитролак растворяет.

 
В заключение несколько слов о .воздушном винте 39. Лучшим в дан-дом случае будет винт диаметром 220 мм и шагом 100 — 150 мм. Монтируя его с двигателем, помните основной принцип: винт должен быть левого хода, когда двигатель вращается вправо, и наоборот. Разумеется, .переднюю кромку винта нужно направить вперед модели. Двигатель МК-12W имеет „правые” обороты, поэтому вам нужен „левый” воздушный винт.
Э. Б.

Журнал “Горизонты техники для детей” №1-88г.

Tags: , ,

Оставить комментарий


Ссылки: