Ножницы, бумага, камень

12 Июль 2012
By

Есть такая давнишняя игра для двоих, в которой каждый играющий, делая очередной ход, выбирает символ ножниц, бумаги либо камни. Предмет, оказавшийся более “весомым”, приносит выигрышное очко. Так, ножницы одолевают бумагу, которая по условиям игры сильнее камня, но в то же время ножницы слабее камня. Если выбраны два одинаково “сильных” или “слабых” предмета, результат хода оказывается ничейным. Естественно, играющие пытаются предугадать ход партнера и выбрать победный вариант.

Это конечно не рулетка онлайн на деньги, но также азартна и позволит немного развлечься и отвлечься.

Схема электронного аналога такой игры показана на рис. 3. В нее входят источник питания GB1, кнопки S2—S4 выбора предметов для одного играющего и S5—S7 — для другого, сеть разветвления команд, логические элементы совпадения на транзисторах VT1—VT9 и световые индикаторы HL1—HL3.

Группа кнопок S2—S4 управляет питанием базовых цепей транзисторов, а S5—S7 — эмиттерных. Тот или иной транзистор откроется лишь а случае, когда обе его цепи окажутся подключенными к источнику питания и тем самым как бы реализуется логическая функция И.

Предположим, первый играющий нажал кнопку S2 (“Н” — “ножницы”), его партнер — кнопку S6 (“Б” —- “бумага”). При этом базовая цепь транзистора VТ1 оказывается соединенной с минусом источника питания, а эмиттерная — с плюсом. Транзистор открывается, вспыхивает светодиод НL1 и сигнализирует о выигрыше очка первым играющим. Одновременно через контакты нажатых кнопок поступает напряжение на базы транзисторов VТ2, VТ7, а также на эмиттеры VТ6, VТ8, но эти транзисторы остаются закрытыми.

Если второй играющий вместо “бумаги” выберет “камень” и нажмет кнопку S7, откроется транзистор VТ2, загоревшийся светодиод НL2 известит о набранном им очке.

Аналогично, при выборе обоими играющими, скажем, “ножниц”, откроется транзистор VТ7 и засветившийся светодиод НL3 известит о ничейном результате этой попытки.

Чтобы не держать в памяти количество выигранных очков, устройство снабжено счетчиком, основой которого служит галетный переключатель S8 с одиннадцатью положениями. Его среднее положение соответствует началу партии. Сделав выигрышный ход, участник переводит ручку переключателя на одно положение в свою сторону, уменьшая итог соперника на очко. Когда оказывается достигнутым какое-нибудь крайнее положение, замыкается цепь питания светодиода НL4, извещающего об окончании партии. Завершающий победный ход перед этим высвечивается светодиодом НL1 или НL2.

Если запасы деталей для повторения игры ограничены, допустимо вообще отказаться от индикации ничейных ходов и окончания партии. Игра в этом варианте может продолжаться до накопления одним из участников обусловленного количества очков, которые придется фиксировать на листе бумаги.

В игре могут быть использованы транзисторы МП39—МП42, МП25 с любыми буквенными индексами или любые из транзисторов МП35—МП38. Но в последнем варианте придется изменить на обратную полярность подключения источника питания и светодиодов. Резисторы — любые малогабаритные мощностью до 0,5 Вт. Источник питания — два последовательно соединенных элемента 316. Выключатель питания, кнопки и переключатель — любой конструкции.

Органы управления и индикации располагают на лицевой и передней стенках корпуса (рис. 4), транзисторы и резисторы монтируют на плате из изоляционного материала, а источник питания крепят вместе с платой внутри корпуса.

Ю. Пркопцев, г. Москва
журнал “Радио”, 1995 год

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: