Буквенные головоломки

16 Июль 2012
By

Несложная буквенная головоломка становится интересным и увлекательным состязанием, когда решением ее займутся одновременно несколько человек, оспаривающих первенство в борьбе: кто быстрее? Кто быстрее справится с задачей, больше других проявит находчивости и смекалки, тот и станет победителем.
Подобно игре в «Двадцать пять слов», игры-головоломки такого рода могут проводиться в любых условиях, если есть пять—десять минут свободного времени: гуляя в парке, находясь в вагоне поезда, ну и, конечно, у себя дома в поединках с навестившими тебя товарищами.


Не всякая буквенная головоломка пригодна для совместной игры. Выбирать надо такие, которые сравнительно легко решаются, иначе игра может затянуться и интерес к ней пропадет. Сквозные буквы. Перед тем как начать состязание, участники его договариваются: 1) какую букву (или сочетание букв) считать сквозной, то есть в той или иной последовательности повторяющейся в заданных словах; 2) сколько букв должно быть в каждом из этих слов.

 
Чтобы избежать путаницы, вполне возможной, когда играющих много, лучше всего заранее заготовить и раздать участникам состязания игровые листочки-трафаретки, вписав в них буквы, объявленные сквозными. Мы составили множество таких трафареток и проверили их практически. Это необходимо было сделать, чтобы убедиться, что каждая задача имеет решение.

 

Образцы некоторых наших трафареток показаны на рисунке 15. В первых четырех примерах условием ставится подбор пятибуквенных слов, в двух последних — семибуквенных. Во всех случаях слова эти должны быть именами существительными единственного числа (как, впрочем, и во всех других буквенных головоломках). Первые строчки во всех примерах даются полностью, как образец заполнения игрового листочка.

 
По условию игра проводится с ограничением или без ограничения времени. В первом случае выигрывает тот, кто за установленный промежуток времени (допустим, пять минут) сумел написать наибольшее количество требуемых слов. Во втором случае победителем становится тот, кто независимо от затраченного времени раньше других напишет определенное количество слов (десять—пятнадцать).

 
Первым способом можно пользоваться, когда выбор слов для решения задачи достаточно обширен, как, например, в первых трех трафаретках на рисунке 15. Ко второму способу прибегают, когда выбор слов затруднен. Так, в примере со сквозными буквами «три» далеко не все участники состязания уложились бы и в 10-минутный срок.

«Пирамидка» или «лесенка». Образцы этих трафареток — на рисунках 16 и 17. Состязания проводятся без ограничения времени — на быстроту заполнения игрового листка. Заданные буквы ставятся на большой вертикали клеточной фигуры и при повторении игры меняются.


Длинное слово труднее подобрать, чем короткое; это нужно учитывать, разрабатывая форму трафаретки. Поэтому при заполнении «пирамидки», в которой каждый очередной горизонтальный ряд увеличивается сразу на две клетки, разрешается на одной горизонтали вписывать по два слова. При этом соблюдается правило: оба слова должны быть связаны, как в чайнворде, причем буквой сцепления для них может служить только буква, заданная игровым листком и, следовательно, находящаяся на большой вертикали. На рисунке 16 приведен пример заполнения игрового листка с применением этого правила. В двух нижних горизонтальных рядах разместилось четыре слова: «корпус — солнце» и «сенокос — спутник».

 

 

«Окошки». На рисунке 18 — образец игрового листка с двумя «окошками», составленными из клеток. Одна из этих фигур предназначена для пятибуквенных, другая — для шестибуквенных слов. Каждый клеточный ряд, а значит, и слово, вписанное в него, попадает под пересечение с двумя другими рядами. Этим и определяется выбор слов, которые могут быть вписаны в «окошко».


Раздав трафаретки, руководитель объявляет по одному начальному слову для каждой фигуры.  Играющие вписывают их в клетки верхних горизонталей. С этого и начинается состязание. Победителем в нем будет тот, кто быстрее других заполнит словами оба своих «окошка». Решение задачи несколько упрощается, когда при вписывании начального слова в пересекаемые клетки попадают гласные буквы. Зная это и не намереваясь облегчать участникам состязания их задачу, мы старались при составлении трафареток подбирать такие начальные слова, чтобы в пересекаемые клетки попадали согласные буквы.

 

 

Изменить начальное слово играющий не может. Зато, подбирая слова к двум вертикалям «окошка», он может и должен позаботиться о том, чтобы в нижнем горизонтальном ряду в обеих пересекаемых клетках были гласные буквы. И тогда найти последнее, завершающее слово уже не составит труда. Пример такого обдуманного решения мы видим на рисунке 19, слева, где четвертым словом может быть и «лимон», и «сироп», и «бизон», и «пирог», и еще ряд других — выбор большой. Но в положении, которое изображено на том же рисунке справа, играющему, конечно, трудно рассчитывать на выигрыш; подобрать слово с буквами «ж» и «н» в пересекаемых клетках ему вряд ли удастся.

Н. Студенецкий

“Мастерская головоломок”

Tags: ,

Оставить комментарий


Ссылки: