Коробчатый змей

24 Август 2012
By

Сегодня мы вернемся к конструкции коробчатого змея. Фамилия Коди, английского морского офицера, который в начале нашего века первым построил воздушного змея, способного поднять в небо человека, известна многим. Но не все знают, что в свою конструкцию он первым внес элементы, заимствованные в самолетостроении. Именно он установил на коробчатую раму крылья и хвостовое оперение. Его змей стал более скороподъемным и устойчивым в полете.


Представляем вам традиционное устройство коробчатого змея Коди, в конструкцию которого члены кружка по воздушным змеям города Херсона внесли некоторые усовершенствования. Касаются они прежде всего технологии его изготовления и сборки. Расскажем все по порядку. Но вначале познакомимся с конструкцией змея по рисунку.
Как видите, ничего сложного в нем нет. Два короба — спереди и сзади — образуют, как бы сказали самолетостроители, фюзеляж. При скорости ветра 5 м/с он создает приличную подъемную силу. Она еще более возрастает благодаря крыльям и двойному хвостовому оперению.
Чтобы сделать достаточно прочный каркас, пришлось пойти на ухищрения. Коробчатую раму образуют всего 4 продольных стрингера. Такое же количество шпангоутов, установленных крест-накрест внутри передней и задней коробок, придает конструкции необходимую прочность. И вот что удивительно. Между собой стрингеры и шпангоуты не имеют жесткой связи. Тем не менее собранный змей способен выдержать значительные порывы ветра. Своей высокой
прочностью он обязан соединению обшивки змея с его каркасом.


Обратите внимание, а каркасе фюзеляжа, в углах крыльев и хвостового оперения выполнены карманы. В них вставляются стрингеры и шпангоуты. Они распрямляют обшивку, придают змею заданную форму и требуемые углы наклона крыльев. Вся сборка производится без применения традиционных уголков, ниток и клея.
Сделать такой же коробчатый змей по нашему описанию и рисункам сможет даже начинающий моделист.
Начнем с подбора необходимых материалов. Для обшивки подойдет тонкая полиэтиленовая цветная пленка или ламинированная (покрытая пленкой) цветная бумага. Стрингерами и шпангоутами в нашей конструкции служат тонкие палочки от старой вьетнамской циновки или, например, высохшие стебли камыша или рогозы — они необычайно прочны и легки. Заготовьте 8 таких палочек: две длиной по 520 мм и шесть по 400 мм.
Из пленки или бумаги вырежьте развертки: верхнюю и две нижних горизонтальных плоскости и шесть вертикальных ребер. В местах соединения элементов об-шивки предусмотрите припуск не менее 10 мм. Между собой развертки обшивки лучше соединить сваркой с помощью паяльника. Таким же способом можно соединять и ламинированную бумагу. Карманы в углах крыльев лучше выполнив самоклеящейся пленкой (скотч).
Выполнив сварку, приступайте к сборке. Вставьте в карманы продольные стрингеры. Чтобы шпангоуты свободно проходили сквозь обшивку, предусмотрите отверстия. Лучше их проделать горячим гвоздем — оплавленные края станут более прочными. Шпангоуты растянут обшивку, придадут ей надлежащую форму. Остается привязать четыре уздечки {суровая нитка или рыболовная леска диаметром 0,3…0.4 мм). Нижние концы уздечек сведите в пучок, продолжением которому послужит леер (рыболовная леска диаметром 0,6…0,7 мм) длиной не менее 100м.

 

 

Возможно, подобного змея захотят сделать и ваши друзья. В этом случае для быстроты изготовления сопегуем сделать шаблоны из плотного картона. Они помогут упростить тиражирование.
А теперь немного о запусках. Чтобы змей взлетел, ветер должен достичь определенной силы. На открытой площадке или в поле его обычно запускают с места. Если ветер слаб и змей не летит, его запускают вдвоем. Помощник относит змея шагов на 50-70 по направлению ветра, поднимает как можно выше над головой и по сигналу подбрасывает вверх. В этот момент запускающий делает пробежку против ветра с леером в руках или, оставаясь на месте, быстро выбирает леер на себя.
Как правило, на небольшой высоте ветер неравномерный и порывистый. Поэтому змей обычно сильно раскачивается, может потерять устойчивость и упасть иа землю. Чтобы избежать аварии, постарайтесь сразу поднять его как можно быстрее на высоту 40…50 м, где ветер дует с постоянной скоростью. Если змей из-за слабого ветра на высоте начинает, покачиваясь, опускаться, а натяжение леера ослабевает, подтяните его рукой вниз или же идите против ветра, пока змей не поднимется на высоту, где ветер дует с большей скоростью.
Во время первых запусков понаблюдайте за поведением змея в полете. Если потребуется, измените длину передних уздечек. Они, как известно, определяют угол наклона плоскости змея по отношению к ветру. Чем больше угол наклона, тем давление ветра на плоскость больше, и наоборот. При сильном ветре достаточно незначительного наклона. В этом случае передние уздечки следует укоротить.
Последнее, что хотелось бы подчеркнуть. Будьте очень внимательны при выборе места запуска. Предпочтительнее открытое место, вокруг которого нет возвышающихся радио- и телевизионных антенн, высоких деревьев и высоковольтных линий электропередачи.

 
Ю. ЗВЕРИК

Журнал “Левша” №5-97г.

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: