Модель автомобиля из картона и жести

3 Сентябрь 2012
By

В семидесятые годы среди моделистов появилось немало любителей изготавливать маленькие модели автомобилей. Их делали из дерева, картона или жести. Копировали формы существующих марок или изобретали свои. Главным в этих моделях было то, что все они обязательно имели управляющие и- ведущие колеса. Но как проверить динамические возможности модели, если в ее корпусе не умещается ни электродвигатель, ни батареи питания? Подобную задачу решил в свое время американский изобретатель Виктор Штензель, рассудив, что для управления можно использовать дистанционный пульт, в котором можно разместить то, чему не хватает места в модели –  двигатель и источник питания. А вращение передавать по гибкому валу, вроде того, что применяют для привода зубных бормашинок. При этом внутри кузова размещается только механизм привода на колеса и тяги рулевого управления. Разобраться в конструкции вам поможет рисунок 1. Управление же моделью сосредоточено в пульте.

 

Если гибкий трос находится в вертикальной плоскости, модель движется исключительно по прямой. Но стоит наклонить трос вправо или влево, как машина выполнит соответствующий поворот (см. рис. 2). Ведущие колеса приводятся во вращение через шкивную передачу от ведущего вала, закрепленного во втулке кронштейна.
Внимательно познакомьтесь с представленной схемой. Смастерить подобную конструкцию не так уж сложно. Потребуется домашний- инструмент и не дефицитные материалы.

 
Как видите, мы не даем точные размеры узлов и всей конструкции в целом. Предоставляем эту работу выполнить самим. Достаточно лишь будет общего обзора и некоторых наших рекомендаций. Пульт (рис. 3) легче всего изготовить из корпуса круглого фонарика. В нем умещается достаточное количество элементов питания и имеется кнопка включения. Отражатель фонарика с лампочкой придется снять, вместо него советуем изготовить переходник, в котором будет установлен микроэлектродвигатель, редуктор с муфтой для подсоединения к ней гибкого вала.

 

Важный узел –  гибкий вал. Он должен иметь достаточно большую длину и вместе с тем быть достаточно упругим. Вращающийся внутри оплетки трос не должен испытывать значительные сопротивления вращению. А потому универсальным средством может послужить длинная спиральная пружина, навитая из стальной проволоки диаметром 0,8…1,0 мм. Внутренний диаметр пружины желательно рассчитать с учетом наружного диаметра стального троса. В качестве последнего подойдет трос, скрученный из тонких стальных проволочек. Если наружный диаметр троса будет 2,0 мм, то внутренний диаметр пружины 3,0-4,0 мм. На нашем же рисунке показан более простой вариант сборки. Трос вместе с «рубашкой» взят от велосипедного тормоза.

Обратите внимание на соединение гибкою вала с моделью (рис. 4). Нижний конец троса впаян в переходник. Его прямоугольный зуб входит в шлицевое соединение ведущего вала. А сам вал пропущен сквозь отверстие качающегося кронштейна и заканчивается шкивом. Короткая стальная пружина служит надежным соединением всех деталей стыковочного узла. Кронштейн сделайте из листовой жести. Осью качания для него послужит стальной винт МЗ длиной 25…30 мм. Передний мост и поворотные  цапфы вырежьте из жести. Тяги согните из медной проволоки диаметром 1 мм. Шкивы и колеса для модели подберите готовые. Для передачи вращения с троса понадобится пассик. Подойдет круглая аптекарская резинка. Подходящую можно вырезать из старой велосипедной камеры. Передний и задний мосты модели можно установить на стандартную раму от старой модели. Но лучше для этого изготовить новую с учетом дизайна современных автомобилей. Для этих целей подойдет жесть от больших консервных банок или кровельное оцинкованное железо.

В качестве следующего шага советуем расширить возможности модели, занявшись усовершенствованием дистанционного пульта. Можно бы, к примеру, установить переключатель полярности электропитания и получить возможность управлять задним ходом модели. А если включить в схему реостат, то можно исключить из схемы редуктор. В этом случае управлять движением модели можно плавно.

 
Ю.АНТОНОВ

Журнал “Левша” № 3-98г.

 

Tags: , , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: