Древнеримская пентера

27 Сентябрь 2012
By

Никто точно не знает, когда человек начал ходить по морю, но первые дошедшие до нас изображения и описания судов говорят о том, что мировому судостроению уже как минимум восемь тысяч лет. Предположительно зародившись в Древнем Египте, искусство строительства кораблей достигло своего расцвета в античной Греции и Риме.

 

Пентера представляла собой парусно-гребное тяжелое судно примерно 55 метров длиной по ватерлинии, с легкой верхней палубой и улучшавшими мореходность высокими оконечностями на носу и корме. Над палубой возвышались две мачты, вооруженные прямыми четырехугольными парусами. Паруса обеспечивали судну приличную скорость в хорошую погоду. Перед боем их убирали во избежание повреждения, реи же спускали на палубу. Управляли пентерой при помощи двух установленных на корме боковых рулевых весел. Их румпели были вынесены на площадку, на которой размещался шатер командира корабля.
В дополнение к команде (обычно 40 — 50 человек) и воинам (20 -30 человек) на палубе  для ведения абордажного боя размещалась центурия (100 человек) тяжелых пехотинцев. Командовал ею центурион, отдававший приказы с высоты деревянной башни, установленной в носовой части судна.

 

Основным оружием корабля был таран, расположенный в носовой части корпуса ниже ватерлинии. Разогнавшись, им на полном ходу пробивали бортовую обшивку вражеского корабля. Если неприятельское судно все же оставалось на плаву, на него с пентеры перекидывали особый мостик — корвус (от латинского «ворон»), по которому колонной по два, прикрывшись щитами, легионеры бросались в атаку.
Пентеры были одними из самых крупных римских военных кораблей, приблизительным аналогом которых в новейшее время могли бы служить линкоры. С помощью сильнейших военно-морских сил Рим длительное время удерживал под своим контролем все средиземноморское побережье, носившее в ту пору громкое название Рах Котапшп — «римский мир». Известная латинская поговорка — «хлеба и зрелищ!» в пору расцвета Римской империи имела вполне реальный эквивалент: многочисленные торговые суда, груженные тоннами пшеницы и рабами-гладиаторами, спешили из колоний в Вечный город. Защиту торговых караванов от морских пиратов обеспечивали военные пентеры.
Чтобы собрать модель, вам потребуется картон толщиной 1 и 0,5 мм, чертежный ватман, деревянные рейки, медная проволока диаметром 0,3 и 0,5 мм, цветная бумага, хлопчатобумажная ткань для парусов, модельные краски, хлопчатобумажные нитки коричневого цвета темного и светлого оттенков. И некоторые другие материалы, о которых скажем ниже.

 


Из инструментов приготовьте ножницы, нож-резак, шило, плоский напильник с крупной насечкой, дрель и сверла различного диаметра, пилку по металлу и слесарные тиски. Понадобится также наждачная бумага и английские булавки.
В обозначениях деталей символ «*» означает, что деталь устанавливается зеркально, симметрично таким же деталям на другом борту. С рисунка переведите на картон толщиной 1 мм детали под номерами от 1 до 13. Каждую из деталей 4 — 11 (носовые и кормовые шпангоуты) изготовьте в двух экземплярах. Кроме шпангоутов, в так называемый «набор корпуса» входят также детали 12, 12* (стрингеры), 14, 14* (палуба), деталь № 1 — (килевая рамка), а также детали 15 — 17. На тонкий картон переведите деталь 18 и сделайте ее копии из такого же картона (20 штук).
Соберите каркас корпуса с помощью клея ПВА из вырезанных деталей, используя для временной фиксации булавки. После этого устраните перекосы и всевозможные нестыковки.

 


Вклейте в корпус деталь 18. На палубу приклейте комингсы люков 19.
Приклейте наружную обшивку корпуса — ее детали помечены буквами и располагаются в алфавитном порядке, начиная с кормы. Обратите внимание, что деталей «Ж» – - пять штук. После того как последняя из деталей «Ж» будет приклеена, начинайте крепить обшивку корпуса от центральных листов. После приклеивания обшивки прикрепите бархоуты (пояса усиленной обшивки), разместив их на деталях («в сборе») 21, 21*, 22, 22*, а также 25 и 25* («броня» из бронзовых пластинок). Некоторые развертки необходимо не только наклеить на тонкий картон, но и заклеить их изнанку подобранной по тону цветной бумагой. Эти детали следует определять на глаз, исходя из толщины заготовки.

 


На верхнюю часть палубы — катастрому -приклейте детали 26 и 31, а также 19, как показано на рисунке. На настоящей пентере ката-строма набиралась из тонких деревянных планок, покрытых сверху бронзовыми пластинками. Эта палуба защищала гребцов от вражеских стрел и дротиков, а также служила помостом для размещения дополнительных солдат.
Рулевые весла закрепите на корме по правому и левому борту деталями 32 и 32*. Те, в свою очередь, предварительно обточите напильником и наждачкой. Румпели на рулевые весла сделайте из тонкой проволоки. Само же весло при всей кажущейся простоте состоит из деталей 33, 34, 35, 33*, 34*, 35*. Закрепите мачты в отверстиях в катастроме и палубах, а также установите в отверстие в нижней передней палубе шток перекидного мостика — корвуса; на задней палубе также укрепите флагшток штандарта легиона, подразделения которого размещались на палубе.

 


Изготовьте подставку модели из соответствующих деталей согласно рисунку. Ее основой послужит свернутый на концах лист бумаги шириной 170 мм. Вклейте корпус модели в подставку, чтобы предохранить модель от случайных поломок, и приступайте к окончательной доработке модели, которую условно можно разделить на 4 этапа.
1. Оснащение модели оставшимися корпусными деталями.
2. Изготовление, окраска и установка рангоута.
3. Изготовление и установка весел.
4. Оснащение модели такелажем — парусами и канатами из ниток.
Проделайте все эти операции, руководствуясь рисунками, после чего изготовьте из проволоки и картонных деталей 38, 39, 40 якоря и их оснащение — канаты из крученой бечевки, уложив их «по-походному» на палубе. В завершение, прикрепите на флагштоке штандарт легиона, изготовленный из детали 74, ниток и деревянной рейки.

 

 

 


В.Созинов

Журнал “Левша” №1-06г.

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: