Арабский торговый парусник

3 Октябрь 2012
By

В начале восьмого столетия нашей  эры Арабский Халифат занимал весь Аравийский полуостров, Египет, всю территорию к северу от Персидского залива (приблизительно до Каспийского моря), а также Северную Африку, Пиренейский полуостров н территорию до Китайского Туркестана. Разумеется, что такая империя не могла обойтись без развития мореплавания  и уже к ХII веку арабы в полной мере овладели искусством строительства кораблей и судовождения. У них но-появились и крупные корабли для дальнего плавания, и небольшие — для прибрежного. Не придерживаясь европейских традиций судостроения, арабские корабелы шли своими путями и в итоге создали типы судов оригинальной конструкции, хорошо приспособленные к местным условиям. К основным конструктивным типам чисто арабских судов относятся шебеки и дхау (багалы). Также в мусульманских странах Востока использовали и галеры, но эти суда практически не отличались от европейских и, вероятно, были заимствованы у венецианцев или испанцев.

 

 


Основным боевым кораблем арабам служила парусно-весельная шебека, оснащенная к тому же пушка ми и тараном, как галера. Но н торговые парусники были хорошо вооружены, потому что плавание по Средиземному и Красному морям, где, кроме местных, разбойничали и европейские пираты, требовало высокой боеспособности.

Для сборки бумажной модели арабского торгового судна начала XIX века приготовьте следующие материалы: тонкий картон — цветной и белый (набор для детского творчества), ватман, зубочистки (или короткие деревянные палочки диаметром 2,5 — 3 мм), булавки с ушками, медную проволоку диаметром 0,8 мм, клеящий карандаш, клей ПВА, тонкие березовые или буковые палочки для рангоута, алюминиевую проволоку диаметром 1 мм, краски для пластиковых моделей, офисные булавки со шляпками, коричневые нитки (светлые и темные), обрезки буковых или дубовых реек для подставки и других деталей.
Из инструментов приготовьте нож, напильник, мелкую шкурку, слесарные тиски, тонкую швейную иглу, ножницы, кусачки, шило диаметром 1, 2 и 3 мм, плоскогубцы, ручную дрель со сверлами диаметром 1 мм.
Из листа журнала вырежьте детали 1 (килевая рамка), 3 и 4 (мидель-шпангоут), 2 (верхняя палуба), 5 (палуба юта), 10 (палуба мостика), 18 (переборка), 19 (переборка, ведущая на балкон-мостик), 22 (стойка кильблока носовая), 23 (ее изнанка), 20 (стойка кильблока кормовая), 21 (ее изнанка), 26 (руль).

Также в бортиках проколите отверстия и установите в них вант-путенсы, выполненные из булавок с ушками. Закаленные булавки, перед тем как изгибать, нужно обжечь в пламени стеариновой свечи или зажигалки. Изготовьте согласно чертежу орудийные стволы корабельных пушек, также намотав на дуло ствола, тонкую бумажную полоску, чтобы имитировать прилив на конце ствола орудия. Из деталей 2В, 30 и 54 соберите пушечные лафеты, предварительно наклеив детали на картон толщиной 0,8 — 1 мм. Установите на свои места пушки в сборе, пропустив их стволы в орудийные порты.
Поставьте модель на подставку, собранную согласно чертежу.


Приклейте на фальшборт планширь 39, а на него установите наружные бимсы из дубовой пли буковой рейки с кницами из маленьких кусочков картона в форме прямоугольных треугольников. Установите на свои места грот- и бизань-мачты 58, выполненные из твердого дерева с помощью ножа, напильника и шкурки. В мачтах заранее просверлите отверстия для прохода фолов реев.


Выполните рей грот-мачты из деталей, склеенных вместе и обмотанных в местах, перекрытия темно-коричневой ниткой.
После установки мачт привяжите грот-мачту через бимс хомутиком по толстой нитки к мачтовому кнехту и зафиксируйте соединения каплей клея. Приклейте каждый рей к своему парусу. По крайним сторонам парусов приклейте ликтрос — тонкую нитку светло-коричневого цвета. Имейте в виду: на нижнем крае каждого паруса ликтрос проходит по прямой линии, а паруса касается только в определенных точках. Токая схема проводки линий на парусах была характерна для восточных судов.
Подвесьте реи с парусами к соответствующим мачтам, привязав к ним фалы и пропустив их в отверстия в мачтах. Долее привяжите к фалам  блоки талей и проведите сами тали, которые на грот-мачте завязываются на кнехт, а на бизань-мачте к рыму 70. Проводка стоячего н бегучего такелажа показана на рисунках.

 

 

На мачты положите ванты, в нижний конец которых ввязаны блоки-бусины. С помощью кондуктора, состоящего из двух булавок, воткнутых в деревянный брусок на расстоянии 11 мм друг от друга, выполните нижние части вант. Снимите эти заготовки с кондуктора, пропустите их нижние петли в отверстия вант-путенсов и закрепите их отрезками медной проволоки.
Проведите между бусинками талрепы на тонких ниток и закрепите их на утках, приклеенных к фальшбортам и палубе юта. На стоики, прикрепленные к палубе в районе грот-мачты, уложите шесть весел — по три с каждой стороны. На фальшборт мостика-балкона приклейте обрезки булавок со шляпками, поочередно выкрашенные нитрокраской в два контрастных цвета. На реи и мачты положите тросовый бейфут из тонкой коричневой нитки, который удерживал рей у мачты и передавал на мачту давление ветра с парусов.
Из тонкой бечевки изготовьте якорные канаты и пропустите их в клюзы в палубе. Из тонких полосок шпона выполните кнехты якорного каната и приклейте их к бортам, пропустив между ними якорный канат. Якорь-кошку в количестве двух, штук выполните из тонкой медной проволоки, склеивая детали клеем «Момент». Окрасьте якоря черной матовой нитрокраской и привяжите к якорным канатам. Зафиксируйте якоря на бортах небольшим количеством клея. Проверьте, все ли вы сделали. Завершающим этапом в изготовлении модели будет размещение на продольных стойках кильблока табличек с названием судна.


В. СОЗИНОВ

Журнал “Левша” №6-10г.

Tags: , , , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: