Механический крот

3 Октябрь 2012
By

По телевидению как-то показали репортаж о проекте необычной подземной землепроходческой машины с ядерной энергетической установкой.
Речь шла о настоящем подземном корабле, способном передвигаться под землей, оставляя за собой тоннель диаметром чуть ли не 20 м, с гладкими и прочными стенками. Задача таких кораблей — прокладка транспортных тоннелей уничтожение шахт с баллистическими ракетами на территории потенциального противника, а также обеспечение ответного удара из-под земли. Конечно, создание настоящих землеройных машин по силам только мощным конструкторским коллективам, но попробовать свои силы в создании подобных действующих моделей можно уже сейчас.


Сегодня мы расскажем нам об упрощенной модели подземного корабля, пробные запуски которого показали хорошую работоспособность в песке. Было забавно наблюдать за тем, как этот механизм уверенно доползает до песчаной горки, затем зарывается в нес и через некоторое время выползает с другой стороны.
Общий вид модели механического крота изображен на рисунке 1. Модель работает следующим образом. Двигатель, находящийся в центральном отсеке, посредством кулис периодически удаляет и приближает передний и задний отсеки. Корпус машины то удлиняется, то сокращается, при этом находящиеся на отсеках лапки позволяют модели двигаться только в одну сторону.
Находящийся на переднем отсеке бур откидывает в стороны грунт, а закрепленные за ним ролики уплотняют его по периметру тоннеля. Итак, модель состоит из 3 отсеков. Внутреннее устройство корабля показано на отдельных рисунках 2, 3, 4. Головная часть (см. рис. 2) снабжена буром 1 с режущими ножами 2. Ролики 4 закатывают нарезанной грунт в стенки тоннеля. Бур вращает через редуктор электромотор 7. Носовой и средний отсеки соединены друг с другом подвижной кулисой 20 и гофрированным рукавом 10. Кроме того, на наружной поверхности носового отсека приклепываются упорные лапки 14, препятствующие вращению модели и перемещению отсека назад.


Средний, кулисный, отсек изображен на рисунке 3. В его центральной части расположен тяговый электромотор 25, приводящий в движение две кулисы 20 с помощью червячных редукторов. Нри этом кулисы движутся в противоположных направлениях. Задняя кулиса 20 соединена с кормовым отсеком, предназначенным для размещения батареек питания обоих электромоторов. В торцевой крышке 40 советуем расположить и тумблер включения электродвигателей. Чтобы песок или земля не попадали в механизмы, отсеки корабля соединены гофрированным рукавом. (Можно использовать подходящие по диаметру резиновые, гофрированные шланги от сантехники.) На среднем и кормовом отсеках расположены упорные лапки 14.
Постройка модели рассчитана на самодельщиков старшего возраста, умеющих обращаться с токарным станком.
Для изготовления модели заранее подберите в магазине сантехники подходящие по диаметру гофрированные шланги и сантехнические трубы. Их размеры и определят размеры вашего корабля. Изготовление отсеков начнем по порядку.
Носовой бур 1 выточите па токарном станке из древесины. Проставочную шайбу 19 можно также изготовить из дерева и привернуть к буру шурупами 18. Ролики 4 выточите из алюминия или текстолита. Они должны легко вращаться на осях 3, ввернутых в бур 1. Спиральные ножи 2 можно вырезать из тонкого листового алюминия и вклеить в винтовые канавки бура 1. Готовый бур должен напоминать сверло большого диаметра с острыми режущими кромками-ножами. В центр бура вклейте ось вращения бура 17. Передний фланец 18 также выточите на токарном станке и установите в него подшипник 16. Шестерни 6 и 15 можно изготовить самостоятельно или подобрать вместе с моторами 7 и 25 от старых электромеханических игрушек. Корпус 8 длиной 80 мм изготовьте из сантехнической пластиковой трубы или старого аэрозольного баллончика. Силовой фланец 9 лучше сделать из легкого металла или пластмассы. Контргайка 11 позволяет надежно зафиксировать положение кулисы во фланце переднего отсеки. На заднюю проточенную часть носового отсека плотно наденьте гофрированный рукав 10 длиной около 50 мм.

 

 

Среднюю часть отсека 26 длиной 114 мм вырежьте из сантехнической трубы и проточите концевые канавки под установку гофрированных рукавов. Монтажную скобу 36 изготовьте из листового алюминия толщиной около 4 мм. При недостатке места для механизмов нижнюю поверхность скобы 36 можно обработать по профилю корпуса 26. Червячные шестерни 24 и 32 подберите от сломанных игрушек. Частота вращения ведомой шестерни 32 должна быть в пределах 60» 180 об/мин. Стойку 30 вырежьте из легкого металла в соответствии с чертежом. Кулисы 20 изготовьте из листовой стали. Силовой стержень кулисы можно изготовить из стальной проволоки диаметром 4 мм и ввернуть в головную часть кулисы. Не забудьте надежно зафиксировать стержень с помощью монтажного герметика или пайки. Монтаж веех механизмов выполните с помощью винтов 33 и 34. Антифрикционные втулки 22 и направляющие втулки 21 выточите из полистирола и вклейте в скобу 36 эпоксидным клеем. Проверьте: привод должен легко вращаться.
Соедините носовой и средний отсеки согласно рисунку 1 и приступайте к изготовлению кормового отсека. Корпус 38 выточите из пластиковой трубы длиной 118 мм. На концевых частях проточите пояски под гофрированную трубу и съемную заднюю крышку. Передний фланец отсека изготовьте из любого легкого металла. На его внутреннюю поверхность наклейте изоляционную пленку. Пе забудьте просверлить 4 отверстия диаметром 2 мм для выхода электропроводов. Контейнер для батареек 43 изготовьте из листового пенопласта толщиной от 5 до 20 мм и затем склейте в блок. Пружины 40 можно использовать без изменений от любых блоков питания. Заднюю крышку 41 можно сделать из майонезных баночек или использовать крышку от аэрозольного баллончика из-под краски. На крышке с помощью клея и ниток закрепите контактные пластины и пружины. Соберите подземный корабль в единое целое и приступайте к пробным запускам на поверхности земли. Далее можно будет проверить его землепроходческие свойства.
В. ГОРИН А. ЕГОРОВ

Журнал “Левша” №6-10г.

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: