Из истории аппликации

19 Июль 2013
By

Аппликация — один из самых древних видов прикладного искусства. Предметы быта с отделкой в технике аппликации создавались уже 2,5 тысячи лет назад! Такая отделка возникла благодаря извечному желанию человека украсить свое жилище, одежду, утварь. Первоначальная форма аппликации — это меховые или кожаные нашитые узоры, войлочные ковры с цветными вставками-фрагментами, украшение берестяных юрт геометрическими цветными орнаментами. Оформление бытовых и ритуальных предметов такого рода можно встретить у народов всего мира. Очень интересные войлочные ковры с цветными аппликациями — фигурными сложными изображениями — найдены в курганных захоронениях Горного Алтая, которые датируются учеными 4-5 веками до н.э. Самый большой из них имел размеры 4,5-6,5 м. На фоне из тонкого белого войлока между бордюрами растительного орнамента помещены три одинаковые сцены: сидящая на троне богиня с ветвью в руке, а перед ней фигура конного лучника. Изображения собраны из лоскутов разноцветного войлока. Поражает выразительность и характерность фигур, пришедших к нам через два с половиной века. В разных формах, характерных для различных племен, рождались меховые аппликации на одежде и обуви, сочетавшиеся с техникой инкрустации. Они типичны для таких народов, как ханты, манси, эвенки, нанайцы. Тувинцы украшали аппликациями из цветной кожи в виде геометрических узоров с переплетением линий свои сапоги, кожаные сосуды, торбы.

 

 

На бурятских халатах, обуви, бытовых предметах возникали аппликации из цветных полосок кожи или войлока. Калмыки использовали для украшения упряжи, одежды, ковров мотивы природы —солнце, луну, звезды, травы.
Американские индейцы также применяли аппликацию из кожи и меха, а позднее из ткани, расшивая ими одежду, мокасины, кисеты для трубок. Замечательны индейские ковры,где на однотонном тканом фоне нашиты различные орнаменты и сюжеты. Нарядно выглядят аппликации, собранные из полосок цветного шелка.
Многие народные славянские костюмы также расшивались орнаментом из других тканей или цветной тесьмы и лентами. На Украине девушки кроили узоры из цветной ткани и расшивали ими занавески — фиранки.

 

В эпоху средневековья у духовенства и знати пользовались огромным спросом роскошные шелковые ткани. Шитая из них одежда часто апплицировалась полосами узора или орнамента, отдельными фигурами. Ткаными вставками украшалась мебель и корешки фолиантов. Так как все шилось вручную и требовало многих усилий и умения, вещи из дорогих тканей ценились очень высоко и могли носиться очень долго.

В переводе, сделанном В. Потаповой с датских баллад, написанных в ХIV-ХV веках, мы находим немало упоминаний об одежде и шитье. Прекрасное описание такой работы над аппликкацией есть в балладе «Хавбор и Сигне-лиль», где рыцарь и его возлюбленная вместе трудятся над шитьем:
Вырезал Хавбор из ткани лань,

Достав свой острый ножик.

Затем оленя прибавил к ней С парой ветвистых рожек.

Выкраивал он то оленя, то лань,

А Сигне рукою ловкой

Их нашивала на злату ткань,

К работе склонясь головкой.
А героиня баллады «Эсберн Снарре», чтобы доказать свое умение, создает еще более сложную расшитую одежду и покоряет сердце рыцаря:

На дощатом полу в изобилии

Вырезала розы и лилии,

Двух рыцарей с мечами

Нашила она за плечами.

Ладьей на волне штормовой

Украсила шов боковой,

По проймам, руки воздев,

Танцуют пятнадцать дев,

А на груди, у древа Целуются рыцарь и дева.
Боюсь, что немногие сейчас способны подарить такую рубашку своему возлюбленному, да и дождется ли он окончания работы?
В одном из старинных руководств по рукоделию описывается следующий способ аппликации, опередивший многие техники вышивания: под материю для аппликации подклады-валась тонкая шелковая бумага. Ее приклеивали к ткани клеем из пшеничного крахмала, оставляя под прессом до высыхания и удалив избыток клея. Рисунок переводился и на ткань фона, и на ткань для аппликации, а потом выкраивался острыми ножницами. Вырезанный узор снова проклеивали и накладывали на фон, растянутый пяльцами. Полностью выложенный узор одовременно под прессом приклеивали к фону и окаймляли по контуру отделочным шнуром, тесьмой или вышивальным швом. Так делались узоры из шелка по бархату и, наоборот, бархатом по шелку.


Тесно связано с аппликацией лоскутное искусство европейских и американских стеганых квилтов. Набранные из сотен лоскутов нарядные одеяла, покрывала, ковры часто дополнительно украшались аппликацией в виде цветов, корзин, фруктов. Так чисто утилитарные предметы превращались в шедевры прикладного искусства.
Проходило время, появлялись новые техники и формы аппликации. Многие известные художники и скульпторы увлекались аппликациями из бумаги, расписанной клеевыми красками. В их числе можно назвать Дюрера, Рубенса, Матисса, Торвальдсена. Великий датский сказочник Андерсен вырезал и выклеивал из бумаги сцены из своих сказок и портреты их героев.
В 80-х годах XIX века в России стали модными выкроенные из черной бумаги «силуэтки», изображающие сцены из светской жизни, дам и кавалеров, фигурки животных. Силуэтки наклеивались на ширмы, на абажуры, украшая интерьер модных гостиных. Еще одна форма аппликации — флористика появилась сравнительно недавно и прочно завоевала место в прикладном искусстве. Засушенные цветы и растения стали материалом для необыкновенных картин, а их естественные природные цвета создают неповторимый колорит.

 

Современные мастера, используя совершенную технику и новейшие материалы, работают в технике аппликации интересно, разнообразно и подчас неожиданно. Абстрактные и примитивные картины, мозаичные панно и оформление одежды, предметы интерьера и бытовые мелочи — вот неполный перечень возможностей этого традиционного — и всегда нового вида искусства!

 

Автор К. Митителло “Аппликация. Техника и искусство”

 

Своими руками

Модели

На главную

ДРУГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ

 Интересные  игрушки

Поделки дома

Занимательная физика

Все сами

От дачи до дома

Что готовите?

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: