Электровоз на столе

9 Апрель 2014
By

Модель электровоза хорошо сделать в кружке технического моделирования. За выполнение ее могут взяться только те юные техники, которые поупражнялись в изготовлении описанных ранее двигателей. Модель электровоза украсит любую выставку работ учащихся, а также поможет разобраться в устройстве настоящего электровоза. Прежде чем делать модель, хорошо рассмотрите чертежи и рисунки. На рисунке 1 показан общий вид собранного электровоза. Вы не увидите здесь проводов, по которым подается электрический ток для обычных трамваев. Ток для двигателя модели подается из трансформатора через два рельса, по которым бегут колеса электровозика.

 


Основной частью модели является небольшая дощечка с двигателем и колесами, изображенная на рисунке 2 в двух видах (спереди и сверху). Колеса крепятся по бокам этой дощечки обычными шурупами. Они должны быть расположены на одной высоте. Чтобы колеса легко вращались, наденьте на шурупы медные, хорошо зашлифованные шайбочки так, чтобы они находились между доской и колесами. Колеса изготовить самим трудно. Их могут сделать ваши старшие товарищи на токарном станке в школьной мастерской. Размеры колес даны на чертеже в натуральную величину. Можно также подобрать колесики из набора «Конструктор».
Электродвигатель состоит из полосок жести (рис.-З). Это знакомый уже вам маленький трехполюсный двигатель.
Его устанавливают на основной дощечке довольно необычно. Статор подводится к якорю с нижней стороны дощечки и плотно вставляется в специальное отверстие (рис.4), которое следует аккуратно выпилить лобзиком. Чтобы вращение якоря передавалось колесам вагончика, на ось, выступающую из стоечки, наматывается небольшой валик из лейкопластыря или изоляционной ленты (валик изображен отдельно на рис. 4). Он должен быть такой величины, чтобы, вращаясь, приводил в движение два колеса, связанных с ним. Такой способ соединения называют фрикционным сцеплением двух соседних колес или шкивов.

 


Теперь поставьте вагончик на рельсы и* покройте деревянное донышко модели кожухом из плотного картона. Его выкройка дана на рисунке 5 в натуральную величину. Линии сгиба на выкройке показаны пунктиром, а для склейки крыши и боков оставлены треугольные язычки, которые следует при склейке отогнуть внутрь. Окошки и двери можно вырезать и оклеить изнутри папиросной бумагой или целлюлозной лентой от диафильма, предварительно смыв теплой водой желатинный слой.
Рельсы делают из полосок кровельного железа шириной 10—12 миллиметров и вставляют в неглубокие прорези деревянных шпал. Выстругайте сосновую реечку сечением 10X12 миллиметров и напилите из нее брусочки одинакового размера. Количество шпал зависит от длины железнодорожного пути, по которому вы хотите пустить электровоз. Более 2 метров путь не следует делать: ведь наша модель рассчитана на длину обыкновенного стола.
Деревянные шпалы приклеивают к толстой доске — «железнодорожной насыпи» — столярным клеем. Промежуток между шпалами делайте не более 4 сантиметров. Вырезы для полосок-рельсов во всех шпалах выпиливаются ножовкой по металлу на одинаковом расстоянии. Когда электровоз встанет на рельсы, вырезы должны быть как раз между выступами всех четырех колес модели. Постарайтесь  сделать так, чтобы полоски не выступали из прорезей шпал больше чем на 4 миллиметра. Места соединения полосок должны находиться в прорезях шпал, а не между ними,, иначе рельсы будут расходиться, а электровоз спотыкаться и задерживаться в пути.

 

 

Чем меньше сделаете стыков, тем легче будет двигаться модель: лучше всего если рельсы будут состоять из двух цельных полосок.
Электрический ток напряжением 12 вольт подается к щеткам двигателя от трансформатора. Об этом было уже сказано. Но как связать рельсы со щетками электродвигателя?
Эту задачу можно решить двумя способами. От обеих щеток подведите отдельные проволочки к осям двух колес, сделав из проволочек небольшие колечки. Колечки следует надеть в виде шайбочек на винты, служившие осями для пары колес. Так как ни одно колесо и ни один винт, на которые насажены колеса, нигде не соединяются, электрический ток будет подведен к двигателю.
Можно также установить на нижней поверхности дощечки, служащей основанием вагона, две тонкие медные пластинки. Укрепить их следует так, чтобы каждая из них легко скользила по своему рельсу. Если пластиночки соединить со щетками двигателя, то они передадут электрический ток с рельсов к щеткам двигателя.
В обоих случаях подводящие проволочки и металлические части нигде не должны соединяться друг с другом.
Предоставляем юным техникам самим избрать тот или другой способ подачи электроэнергии к двигателю вагончика.

 

Б.Тарасов
25 самоделок

 

Триноликс

Семья

Застольный этикет

На главную

 

ДРУГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ

 Интересные  игрушки

Поделки дома

Занимательная физика

Все сами

От дачи до дома

Что готовите?

Tags: , , ,

Оставить комментарий


Ссылки: