Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Ракеты на твердом топливе 
Автор Сообщение
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 июн 2009, 19:23
Сообщений: 1947
Откуда: Тольятти
Сообщение Ракеты на твердом топливе
Ракета - малютка

Вложение:
raketa.jpg
raketa.jpg [ 168.98 | Просмотров: 33043 ]


Высота этих ракет 100—150 мм, диаметр 6—8 мм, вес 5—10 г.

Построить такую модель сможет каждый школьник. Однако сразу же сделаем оговорку, что составлять смесь и запрессовывать ее в оболочку двигателя рекомендуется ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЗРОСЛОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ИЛИ УЧИТЕЛЯ. Это поможет избежать ошибок, из-за которых модель может не полететь.

Корпус модели и оболочка двигателя представляют собой трубки, склеенные из кальки. Ввиду того, что диаметр двигателя меньше диаметра корпуса, работу начните с изготовления оболочки двигателя. Кусок кальки размером 150—160 мм на 40— 45 мм намотайте на стапель -(круглую палочку диаметром 6—7 мм), причем со второго оборота кальку изнутри промазывайте клеем. Таким образом, вы получите оболочку двигателя длиной 40—45 мм, склеенную из 7—8 слоев кальки. С одной стороны заклейте ее деревянной бобышкой, которая плотно закроет один конец двигателя и не допустит утечки газов. Длина бобышки (ее легко изготовить из отрезка карандаша) должна быть 6—8 мм.

Корпус склеивайте подобно оболочке двигателя, но наматывайте 5—6 слоев кальки на стапель несколько большего диаметра. Когда клей полностью высохнет, корпус, не снимая со стапеля, тщательно зачистите мелкой шкуркой.

Головку ракеты выточите на токарном станке из дерева или из мелкопористого пенопласта, который гораздо легче дерева. Чем легче будет ваша модель, тем лучше. На нижнюю часть корпуса наклейте стабилизаторы, вырезанные из чертежной бумаги. Устанавливая их, не забывайте, что они должны быть расположены строго по осевой линии, в противном случае модель не полетит в заданном направлении.

Готовую модель можете покрасить, только очень осторожно, потому что краска, высыхая, может покоробить стабилизаторы.

Когда ракета и оболочка двигателя будут готовы, приступайте к составлению топлива. Это смесь калиевой селитры, серы и древесного угля.

СЕЛИТРА КАЛИЕВАЯ (другие названия: нитрат калия, селитра калийная) — кристаллы белого цвета — широко применяется в сельском хозяйстве как удобрение; в пищевой промышленности — для консервирования мяса и других продуктов.

СЕРА — минерал желтого цвета, легко растирается в порошок. Находит применение в сельском хозяйстве при борьбе с вредителями и болезнями растений, для окуривания зерно- и овощехранилищ, а также в различных отраслях промышленности. Как и селитра, сера продается в магазинах химических и промышленных товаров. Не путайте серу с еловой серкой (живицей) — снятыми с хвойных деревьев наплывами смолы.

УГОЛЬ ДРЕВЕСНЫЙ АКТИВИРОВАННЫЙ применяется как лечебное средство (карболен) и в виде порошка или таблеток продается в аптеках. Но активированный уголь нетрудно приготовить и самим. Возьмите металлическую трубу, набейте ее деревянными чурками, замажьте оба конца трубы глиной, чтобы не было доступа воздуха, и положите трубу в огонь. Дерево сгорит, и вы получите нужный уголь.

Каждый из подготовленных компонентов в отдельности и небольшими порциями тщательно растолките в чистой фарфоровой ступке. Не забудьте, что селитра и уголь гигроскопичны, то есть способны очень быстро поглощать влагу из окружающей среды. А так как применять влажные вещества нельзя, то их нужно хорошенько просушить на металлическом листе над электроплиткой. После просушки отвесьте 38 г селитры, 6 г серы и 16 г угля. Высыпьте все это на чистый лист бумаги и тщательно перемешайте.

Готовая смесь должна быть однородной — темно-серого цвета. Запрессуйте смесь в оболочку двигателя. Делайте это в специальном приспособлении, чтобы не разрушить оболочку. Приспособление собирается из двух квадратных деревянных брусков (твердых пород). Скрепив бруски болтиками, в середине шва высверлите отверстие диаметром, равным диаметру двигателя. Теперь вставьте в приспособление оболочку двигателя и насыпьте в нее смесь — третью или четвертую часть ее объема. Засыпать сразу много смеси нельзя — она плохо спрессуется. Затем возьмите набойник (деревянную палочку), вставьте его в оболочку и сделайте по нему 5—6 ударов молотком. Удары должны быть средней силы. Затем еще раз возьмите такую же порцию смеси и повторите операцию. Оболочку набейте так, чтобы осталось место для вклейки нижней деревянной бобышки с отверстием — соплом (его диаметр 2,5—3 мм). Вынуть готовый двигатель из приспособления совсем просто — нужно ослабить гайки и разъединить приспособление.

Приготовленный двигатель применять еще нельзя, так как реактивная сила его настолько мала, что он не сможет двигать даже очень легкую модель. Это объясняется тем, что при воспламенении топливо будет гореть малой площадью и выделяемых при сгорании газов будет мало. Для того чтобы увеличить площадь горения, засверлите в теле двигателя канал. Он легко делается сверлом 2,5— 3 мм. Канал должен быть не сквозным, а только на глубину 26—28 мм. Изменяя площадь горения топлива в двигателе, вы можете регулировать продолжительность его работы и силу тяги. Естественно, что чем дольше двигатель будет работать, тем меньшей силой он будет обладать.

Для воспламенения двигателя применяют или электрозапал, или запальный шнур-стопин. Электрозапал состоит из спирали, закрепленной на двух тонких проводниках, источника тока и выключателя. Спираль должна быть свита из тонкой проволоки с повышенным удельным сопротивлением — например, из нихрома 0,1 мм. Если будете использовать в качестве источника тока батарейку от карманного фонаря, то длина проволоки для спирали должна быть 8— 10 мм. Готовый электрозапал должен очень легко входить в канал двигателя.

А если под руками у вас не нашлось подходящих материалов для изготовления электрозапала, сделайте стопин. Возьмите хлопчатобумажный шнурок диаметром 1,5 — 2 мм, пропитайте его в 10-процентном растворе азотнокислого калия и высушите. Затем составьте смесь из 38 г селитры, 6 г серы и 12 г угля. Высыпьте ее в баночку и долейте туда воды. Получится жидкая масса. Чтобы смесь не осыпалась со шнурка, в массу добавьте клея (лучше всего декстрина). Пропитайте в приготовленной массе шнурок и подвесьте его для просушки (только не над огнем, так как он может вспыхнуть). Высохший стопин готов к использованию. Для воспламенения двигателя вы ставите стопин в сопло и поджигаете. Когда все работы будут закончены, займитесь стартовой установкой. Она очень проста — это видно по рисунку. Перед тем как запустить модель, установите ее в направляющих и вставьте запал. Он воспламенит топливо, двигатель начнет работать, и ракета взлетит.

В. ЕСЬКОВ,
заведующий авиалабораторией ЦСЮТ
Юный техник, 1964, №4


07 фев 2010, 15:59
Профиль WWW
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 июн 2009, 19:23
Сообщений: 1947
Откуда: Тольятти
Сообщение Re: Ракеты на твердом топливе
Модель одноступенчатой ракеты

Эту модель построил в техническом кружке Краснозаводского городского дома пионеров и школьников ученик 8-го класса Володя Гробов. Володя запускал свою модель на Московских областных соревнованиях авиамоделистов 1962 года и занял призовое место: его модель продержалась в воздухе 1 мин. 2 сек.

В модели В. Гробова установлен стандартный пороховой ракетный двигатель, изготовляемый из калийной селитры, серы и угля.

Вложение:
rak.jpg
rak.jpg [ 157.89 | Просмотров: 19950 ]


Характерной особенностью модели является оригинальное устройство оперения. Оперение состоит из трех стабилизаторов, приклеенных по касательной к корпусу ракеты. Такое крепление лучше, чем те, что применялись нашими моделистами раньше: оно проще, легче, и при этом сами лопасти оперения точнее размещаются на корпусе ракеты.

Начинать постройку модели ракеты надо с выклеивания корпуса. Корпус 6 изготовляется просто. На болванку или трубку диаметром 20 мм и длиной 506 мм навертывается лист чертежной бумаги так, чтобы образовалась трубка из двух слоев бумаги. Слои склеиваются между собой жидким столярным клеем, причем надо следить, чтобы бумажный корпус не приклеивался к болванке. Для этого предварительно (до наматывания бумажной трубки) болванку нужно обернуть одним слоем папиросной бумаги. Чтобы бумажная трубка получилась плотной, поверх нее следует туго намотать резиновую нить. Когда клей высохнет, резиновая нить с трубки , снимается.

Головка ракеты 1 делается из липы. Лучше всего ее выточить на токарном станке, но можно и вырезать ножом из бруска липы. Головка 1 должна легко входить в верхнюю часть корпуса на глубину 10 мм. Для этого у основания головки делается небольшой уступ. Во внутреннюю часть головки ракеты вставляется крючок 8, выгнутый из стальной проволоки ОВС диаметром 1,5мм. В хвостовую часть корпуса ракеты на столярном клее вставляются два одинаковых кольца 10 из фанеры толщиной 4 мм. Внешний диаметр этих колец — 20 мм, а внутренний диаметр должен быть таким, чтобы в кольца плотно входил стандартный пороховой ракетный двигатель 12, так как кольца 10 предназначены для его крепления. Кольца надо туго подогнать под хвостовую часть бумажной трубки. Предварительно их внешнюю окружность следует смазать столярным клеем.

Хвостовая часть корпуса на время туго обвязывается снаружи растянутой резиновой ниткой. Когда клей высохнет, резиновая нить снимается и в кольца вставляется ракетный двигатель. Поверх него надо укрепить маленький пороховой заряд 11 из черного пороха, предназначенный для выбрасывания парашютов.

Стандартный ракетный двигатель в корпус ракеты должен входить полностью. Для этого потребуется несколько подрезать острым ножом нижнее кольцо 10. Три одинаковых стабилизатора 7 вырезаются из фанеры толщиной 2 мм по размерам, приведенным на рисунке. Стабилизаторы приклеиваются к хвостовой части корпуса эмалитом по касательной к плоскости бумажной трубки (вид снизу). На расстоянии 275 мм от носка ракеты укрепляется направляющее кольцо 9, выгнутое из жести толщиной 0,3 мм. Оно плотно опоясывает бумажную трубку корпуса и образует петлю, в которую продевается деревянная пусковая стойка.

Модель снабжена двумя одинаковыми парашютами 4 из папиросной бумаги. Диаметр купола каждого парашюта — 500 мм. Парашюты изготовляются из длинноволокнистой бумаги обычным способом. У каждого парашюта по восемь стропов 2 из тонкого шпагата. Все стропы обоих парашютов связываются вместе, к ним прикрепляется тонкая резиновая нить 3 сечением 1x1 мм и длиной 200 мм. Противоположный конец этой нити приклеивается к внутренней стороне бумажной трубки 6 корпуса ракеты. Нить 3 надевается на крючок 8, прикрепленный к головке.

Сборку ракеты надо производить в следующей последовательности.

Во-первых, вставить стандартный заряд в хвостовую часть корпуса, заряд должен туго удерживаться в кольцах 10. После этого сверху в трубку корпуса ракеты вставляется пыж 5, вырезанный из пенопласта толщиной б мм: пыж должен свободно входить в трубку корпуса. В корпус ракеты укладываются в сложенном виде два парашюта (вдоль трубки) и поверх них -стропы. Резинка 3 надевается па крючок 8, и головка / вставляется в бумажную трубку 6.

Собранная ракета кольцом 9 надевается на пусковую стойку.

Запускать двигатель можно двумя способами:

1) при помощи специального медленно горящего шнура;
2) электрозапалом от батареи или аккумулятора.

Электрозапал представляет собой спираль, сделанную из тугоплавкой проволоки — константана, никелина или нихрома. Спираль 13 вставляется, как показано на рисунке, в отверстие двигателя (сопло) а соединяется с источником тока тонким проводом, имеющим промежуточный включатель.

При запуске любым из этих способов вам следует отойти от ракеты на расстояние не менее 10 м.

А. Гаврилов


13 июл 2012, 13:14
Профиль WWW
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 июн 2009, 19:23
Сообщений: 1947
Откуда: Тольятти
Сообщение Re: Ракеты на твердом топливе
Пороховой ракетный двигатель

Для модели ракеты вам требуется изготовить пороховой двигатель. Для такого двигателя удобно использовать картонную ружейную гильзу 12-го калибра под капсюль «Жевело». Внутрь гильзы набивается смесь дисперсной серы, калийной селитры и древесного угля. Вместо древесного угля можно использовать угольные таблетки «Карболен».

Приготовление смеси и набивка ею патрона является самой сложной операцией при изготовлении модели ракеты. Каждая из составных частей этой смеси в отдельности не опасна.: Так, например, селитра не горит, а сера и уголь горят очень медленно. Если же эти вещества смешать, то их свойства к воспламенению изменяются. Нам надо приготовлять смесь с большим содержанием угля, иначе она может вспыхнуть от малейшей искры. Необходимо помнить, что запуск моделей ракет - дело совершенно безопасное лишь в том случае, если вы строго соблюдаете все правила приготовления заряда двигателя и его запуска при старте модели. О них вы узнаете из этой статьи.

Смесь для двигателя модели ракеты должна состоят из 75 г селитры, 12 г серы и 35 г угля. Предварительно, до смешивания, все компоненты должны быть тщательно размельчены в порошок в фарфоровой ступке либо в кожаном мешочке. Образовавшийся порошок следует просеять через мелкое сито. Чем мельче крупинки составных частей, тем полнее будет использоваться энергия топлива для полета ракеты.

Начинать приготовление заряда надо с угля, а затем готовить селитру и серу. Уголь и селитра обладают способностью впитывать влагу, поэтому-готовый состав следует хорошо просушить до сыпучести и сохранять в сухом месте. Когда подготовка отдельных составных частей закончена, можно приступать к взвешиванию и смешиванию. Взвешивать полученный порошок каждой составной части надо на аптекарских весах и подгонять вес составных частей в соответствии с указанным выше весом (75, 12, 35 г). После взвешивания смесь тщательно перемешивается на листке бумаги, пока весь состав не будет однороден. Затем перед набивкой эту смесь смачивают...

Вложение:
rak_2.jpg
rak_2.jpg [ 133.69 | Просмотров: 19950 ]


Вложение:
rak_3.jpg
rak_3.jpg [ 119.47 | Просмотров: 19950 ]


журнал "Юный моделист конструктор"


13 июл 2012, 13:19
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin.
Русская поддержка phpBB3